Регион - не новичок в молодой энергетической отрасли. Здесь работают две ветростанции суммарной мощностью 85 МВт, а местный вуз готовит профильных специалистов-инженеров для энергетики ветра. Насколько актуальна "зеленая" повестка для страны, обладающей большим запасом углеводородов, развитой атомной энергетикой, каскадом ГЭС на всех крупных реках? Какую нишу могут занять ветряные и солнечные электростанции на просторах России и постсоветском пространстве? И каков на этом направлении потенциал регионов Приволжья?
Ульяновский завод лопастей запущен при финансовом участии Фонда развития промышленности. Изделия весят 8,5 тонны и имеют длину 51 метр. Изготавливаются из российских композиционных материалов в соотношении 90 процентов - стекло и 10 процентов - углекомпозиты. Технологии тоже российские. Похожий метод (вакуумная инфузия) применяется при изготовлении композитных крыльев для самолета МС-21. Срок эксплуатации выпущенных здесь лопастей - 25 лет. Выйдя на проектную мощность уже в этом году, ульяновский завод сможет выпускать до 450 изделий в год, т.е. снабжать комплектующими 150 ВЭУ.
Инвестиции в реализацию проекта составили около 2 млрд руб. Предполагается, что это будет вклад не только в развитие промышленности, но и в независимость ветроэнергетической отрасли страны от импортных комплектующих.
Независимость - это, конечно, хорошо. Но целесообразно ли само развитие этой отрасли на российской почве и будут ли покупатели - как на изделия завода, так и на произведенное с их помощью электричество?
А за ульяновскими изделиями выстроилась уже внушительная очередь. "Ветролопасти, которые вы сегодня видите, поедут в Дагестан, на Новолакскую площадку. Это будет самая крупная в стране ветроэлектростанция", - сообщил на церемонии открытия завода гендиректор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.
Крупнейшую в России Новолакскую ветроэлектростанцию, куда пойдет первая ульяновская продукция, строит госкорпорация "Росатом". В январе 2025 года здесь уже установили первый ветрогенератор. Всего же на дагестанской площадке в течение 2025-2026 гг. будет смонтировано 120 ветроустановок мощностью 2,5 МВт каждая. Плановая среднегодовая выработка электроэнергии - 879 млн кВт/ч. Общий объем инвестиций в проект составит около 55 млрд руб. Вслед за этим комплектующие для ВЭУ ждут в Кыргызстане, где также запланировано строительство ветроэлектростанций. Проектно-изыскательские работы и контрактация оборудования для первого проекта в этой стране запланированы на текущий год. И это уже экспорт.
"Ряд других стран (кроме Кыргызстана. - Прим. ред.) сейчас прорабатывает в рамках нашего энергетического сотрудничества строительство не только новых атомных электростанций, больших, малых, наземных, плавучих, но и создание таких зеленых энергетических кластеров, куда будет входить ветро- и солнечная генерация. Там можно балансировать разными качествами этих видов генерации. Как известно, базовая самая устойчивая генерация - атомная. Ветряная - хороша в пиковость и сильно зависит от погоды, как и солнечная зависит от того климата, в котором она находится. Поэтому, распределяя нагрузку по базовым и пиковым видам генерации, мы будем создавать не только суверенитет в ядерной энергетике, но и делиться с партнерами нашими подходами уже в других видах зеленой энергии", - сообщил Алексей Лихачев.
На сегодняшний день суммарная мощность реализованных ветроэнергетических проектов в России уже превысила 1 ГВт. За прошлый год ветряные и солнечные электростанции показали рекордный рост генерации - 27,3 и 9,6 процента соответственно. Впрочем, в общей выработке электроэнергии в России доля ветра и солнца все еще невелика - 0,7 и 0,3 процента соответственно. Между тем в Китае аналогичный показатель составляет 14 процентов от всей выработанной электроэнергии.
В России же по утвержденной Правительством схеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года общая доля генерации ветряных и солнечных электростанций может увеличиться до 7,3 процента, что в абсолютных значениях составит 21,9 ГВт мощности.
Итак, зачем энергетической державе еще и ветер с солнцем ловить? "Когда добыча энергии из ветра и солнца стоила дорого, такой вопрос мог быть правомерен, - отвечает корреспонденту "РГ" заведующий кафедрой "Ветроэнергетические системы и комплексы" Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), кандидат технических наук, доцент Руслан Федоров. - Но технологии развиваются дальше, и мы достигли такого момента, когда возобновляемая энергетика уже, без сомнений, конкурентоспособна. Важна, конечно, локальная поправка к конкретным условиям. Там, где ветры недостаточно сильны - заниматься этим не стоит. То же самое - при недостатке солнечного освещения, когда речь идет о солнечных электростанциях. На удаленных же территориях, где сейчас электроэнергия вырабатывается за счет дизель-генераторов, а с ветрами как раз полный порядок - здесь вполне могут на замену дизелям прийти небольшие ветроэнергетические установки. Почему бы и нет?".
По словам эксперта, технологии, нивелирующие минусы "зеленой энергетики", уже существуют. Нестабильность выработки электроэнергии может компенсироваться возможностью ее "складировать". Существуют современные емкие "пауэрбанки", которые могут запасать до 1 гигаватта электроэнергии. Правда, таковые пока находятся лишь в распоряжении недружественных стран. Но и отечественная инженерия не стоит на месте.
Кроме Ульяновской области в развитии отрасли среди регионов ПФО продвинулась Чувашская Республика: она располагает ведущим промышленным предприятием по производству солнечных модулей. В Самарской области с 2018 года работает СЭС мощностью 75 МВт. В лидерах по введению мощностей ВИЭ - Саратовская (318,6 МВт) и Оренбургская (402,7 МВт) области. Татарстан планирует реализацию ряда крупных инвестпроектов, в том числе и в "зеленой энергетике". На территории республики планируется строительство ветростанций суммарной мощностью 349 МВт до 1 декабря 2028 года. В Самарской области также намечено строительство ветроэнергетического кластера с общей установленной мощностью 236,6 МВт.