Зря мы отказались от воспитательных функций школьного образования
Профессор УрФУ Амиров: Сегодня школа безоружна перед ученической невоспитанностью
Президент Путин удивился тому, что из школы исчезли оценки за поведение. И высказался за обсуждение этого вопроса специалистами.

Тут действительно есть, что обсудить. Потому что оценка за поведение имеет воспитательную функцию. Пока для учителя имеется возможность дать оценку соответствию поведения ученика нормам, принятым в обществе и школьном социуме, школа сохраняет воспитательный потенциал.

А если такой оценки нет в принципе, то школа становится учреждением, предоставляющим образовательные услуги. А ученик, соответственно, потребителем этих услуг. И как потребитель он всегда прав. Даже когда неправ категорически.

Печальные события последнего времени, когда в одной из российских школ ученицы ударили тортом в лицо педагогу, а в другой агрессивно настроенный ученик сломал преподавателю нос, показывают, что от воспитательных функций школьного образования мы отказались, как минимум, рано. А, скорее всего, и вообще - зря.

Советская система формирования гражданственности базировалась на семье и школе. Эта система предполагала непрерывность воспитания: после школы морально-нравственным становлением личности занимались вуз или профессионально-техническое училище, армия и трудовой коллектив. Процесс был непрерывным, но все-таки главной, первичной ступенью являлась именно школа. А главным непосредственным воспитателем - учитель, пользовавшийся уважением и доверием общества.

Оскорбление учителя - событие по тем временам из ряда вон выходящее и влекущее серьезные последствия. Как минимум, из школы могли просто отчислить. Поднять же на учителя руку было абсолютно немыслимым.

А сегодня школа совершенно безоружна перед проявлениями ученической невоспитанности и откровенного хамства. Она не может не только отчислить, но и даже поставить двойку за поведение.

Вместе с тем мы должны понимать, что дело не в двойке. Возвращение оценки за поведение нужно рассматривать в контексте более широком и подразумевающем коренную перестройку системы воспитательной работы со школьниками. Наряду с гарантией безусловного права юного гражданина на образование должны появиться и гарантии соблюдения им норм общественной морали. Честность, порядочность, дисциплина, умение жить в коллективе - не пустой звук. Если мы не научим этому в школе, то дальше будет хуже. Примеров справедливости этого тезиса немало, мы видим их в СМИ каждый день.

В те же упомянутые давние теперь уже советские времена наряду с аттестатом абитуриент представлял в вуз, техникум или ПТУ характеристику, выданную школой. Там и отмечалась среди прочего его поведенческая зрелость. Не пора ли вернуть и эту норму? Тоже вполне достойный вопрос для обсуждения специалистами.

И не стоит думать, что мы возвращаем школу в прошлое. Такое уже невозможно в принципе. Напротив, опираясь на опыт прошлого, мы смотрим в будущее. Сильную страну нельзя построить без воспитания гражданственности. Оценка за поведение - маленькая, но важная частица этого процесса.

Валерий Амиров
доктор филологических наук, профессор УрФУ
Поделиться