Тут действительно есть, что обсудить. Потому что оценка за поведение имеет воспитательную функцию. Пока для учителя имеется возможность дать оценку соответствию поведения ученика нормам, принятым в обществе и школьном социуме, школа сохраняет воспитательный потенциал.
А если такой оценки нет в принципе, то школа становится учреждением, предоставляющим образовательные услуги. А ученик, соответственно, потребителем этих услуг. И как потребитель он всегда прав. Даже когда неправ категорически.
Печальные события последнего времени, когда в одной из российских школ ученицы ударили тортом в лицо педагогу, а в другой агрессивно настроенный ученик сломал преподавателю нос, показывают, что от воспитательных функций школьного образования мы отказались, как минимум, рано. А, скорее всего, и вообще - зря.
Советская система формирования гражданственности базировалась на семье и школе. Эта система предполагала непрерывность воспитания: после школы морально-нравственным становлением личности занимались вуз или профессионально-техническое училище, армия и трудовой коллектив. Процесс был непрерывным, но все-таки главной, первичной ступенью являлась именно школа. А главным непосредственным воспитателем - учитель, пользовавшийся уважением и доверием общества.
Оскорбление учителя - событие по тем временам из ряда вон выходящее и влекущее серьезные последствия. Как минимум, из школы могли просто отчислить. Поднять же на учителя руку было абсолютно немыслимым.
А сегодня школа совершенно безоружна перед проявлениями ученической невоспитанности и откровенного хамства. Она не может не только отчислить, но и даже поставить двойку за поведение.
Вместе с тем мы должны понимать, что дело не в двойке. Возвращение оценки за поведение нужно рассматривать в контексте более широком и подразумевающем коренную перестройку системы воспитательной работы со школьниками. Наряду с гарантией безусловного права юного гражданина на образование должны появиться и гарантии соблюдения им норм общественной морали. Честность, порядочность, дисциплина, умение жить в коллективе - не пустой звук. Если мы не научим этому в школе, то дальше будет хуже. Примеров справедливости этого тезиса немало, мы видим их в СМИ каждый день.
В те же упомянутые давние теперь уже советские времена наряду с аттестатом абитуриент представлял в вуз, техникум или ПТУ характеристику, выданную школой. Там и отмечалась среди прочего его поведенческая зрелость. Не пора ли вернуть и эту норму? Тоже вполне достойный вопрос для обсуждения специалистами.
И не стоит думать, что мы возвращаем школу в прошлое. Такое уже невозможно в принципе. Напротив, опираясь на опыт прошлого, мы смотрим в будущее. Сильную страну нельзя построить без воспитания гражданственности. Оценка за поведение - маленькая, но важная частица этого процесса.