В старом городе, как называют эту часть Серпухова местные жители, располагаются и остальные достопримечательности - основанный Сергием Радонежским Высоцкий мужской монастырь, собор Николая Чудотворца Белого, дом Кишкиных - яркий образчик петербургской дворцовой архитектуры. Дойдя до его стен, увенчанных по всему периметру колючей проволокой, редкий турист не попытается пошутить: "У вас здесь тюрьма, что ли?"
Тюрьма не тюрьма, но следственный изолятор. Действующий.
Первое документальное упоминание об этом здании датировано 1782 годом, когда дом местных купцов-фабрикантов Василия и Николая Кишкиных был "приобретен казною в покупку". О том, с каким поистине столичным размахом строился этот дом, говорит лишь тот факт, что после продажи в нем разместились все присутственные городские места - полиция, уездный и земский суды, архив, дворянская опека, шестигласная дума, магистрат, казначейство, а на первом этаже нашлось место для винных погребов и еще оставались "пустопорожние покои".
В тюрьму дом Кишкиных превратили в 1887 году. Изначально в ней было семь мужских и одна женская камера. В исторических документах есть упоминание о том, что тогдашние арестанты активно занимались общественно-полезным трудом. Зимой они очищали городские улицы от снега, летом плели на продажу корзины и делали садовую мебель. В первую мировую войну арестанты организовали нечто вроде артели по пошиву военного обмундирования и изготовлению протезов. То есть тюрьма была не просто обособленным пенитенциарным учреждением, а неотъемлемой единицей тогдашней городской инфраструктуры.
Сейчас, конечно, не то. И само здание давно потеряло былой лоск - оно неоднократно ремонтировалось, реконструировалось, расширялось, причем без оглядки на историю. И тюрьма давно превратилась в следственный изолятор, где арестанты не отбывают наказания, а дожидаются суда или депортации. Сегодня изолятор обслуживает 10 городов в южной и юго-западной части Московской области и считается одним из крупнейших в регионе - при полной загрузке он может вместить более 700 человек. Живет учреждение обособленно, большой нужды общаться с внешним миром у его обитателей нет - на территории есть и медпункт, и спортивный комплекс, и пекарня, и магазин, и котельная, и банно-прачечный комбинат, и производственные мастерские, и даже небольшое подсобное хозяйство.
В администрации Серпухова, куда "РГ" обратилась с вопросом, не обсуждался ли перенос СИЗО на другую территорию - хотя бы для того, чтобы освободить историческую часть города от колючей проволоки, ответили так: такие вопросы находятся в компетенции органов федеральной власти, местные чиновники в данном случае ничего не решают и не обсуждают. Рядовым серпуховичам изолятор тоже вроде как не особо мешает. Как емко выразился местный житель, представившийся Михаилом Лысовым: "Ну толпятся тут иногда с передачками, так и туристы толпятся. Но эти с передачками хотя бы всегда трезвые и тихие..."
Впрочем, даже если завтра органы федеральной власти примут решение о том, что СИЗО должно переехать, это может обернуться не радостью, а проблемой. В Подмосковье крайне мало муниципалитетов, которые могли бы вот так запросто взять и изыскать свободный кусок земли, на который можно было бы перенести огромное здание с приусадебным хозяйством. Серпухов хоть и расположен далеко от Москвы, а значит, не перегружен жилой застройкой, но он имеет статус исторического города, где очень много охранных зон. В этом случае найти свободную землю еще труднее.