О том, почему она остается важной, как меняется и каких компетенций потребует от молодых специалистов в обозримом будущем, шла речь на ESG-форуме, организованном золотодобывающей компанией "Полюс" в стенах Иркутского научно-исследовательского технического университета.
Российский бизнес изначально стал внедрять повестку устойчивого развития, ориентируясь на зарубежных партнеров, - наличие стратегии в этой сфере открывало выход на премиальные рынки. Сегодня, несмотря на переориентацию отечественной экономики на Восток, на страны Глобального юга, тема остается актуальной, поскольку эти рынки также внедряют ESG-требования.
- Но надо помнить, что Россия акцептовала идеологию устойчивого развития и приняла свое национальное законодательство еще до 2021 года. Так что это не только глобальная повестка, - заметил Андрей Шаронов, генеральный директор Национального альянса по вопросам устойчивого развития.
Антон Румянцев, вице-президент по развитию и специальным проектам "Полюса", подчеркнул, что следование ESG-повестке - это не мода, а естественное для бизнеса управление рисками.
- Риски, связанные с устойчивым развитием, - социальные, климатические, регуляторные - объективно очень высокие. И мы как крупная компания стремимся их предугадать и предотвратить. А если предотвратить нельзя, то стараемся минимизировать их влияние или даже обратить себе на пользу, - уточнил он.
В конце концов, по словам Румянцева, это вопрос конкурентоспособности. Если возникает некий тренд (а тренд, как показывает практика, достаточно быстро становится стандартом), но бизнес этому стандарту не удовлетворяет, то у него возникают проблемы там, где у других компаний, которые заранее подумали и перестроили свою деятельность, проблем нет.
Скажем, сама жизнь заставляет компании уделять больше внимания таким направлениям устойчивого развития, как социальная поддержка работников, охрана труда, вклад в благополучие территорий и местных сообществ.
- Сегодня бизнес вынужденно уходит от парадигмы "народу у нас на всех хватит", в которой государство жило, наверное, все предыдущие столетия. И те компании, которые об этом не думали раньше, вынуждены "догонять", чтобы не потерять своих сотрудников, - подтвердил Андрей Шаронов.
Молодежь стремится работать в компаниях, готовых предлагать не только высокую зарплату и карьерный рост, но и комфортный график труда, программы социальной поддержки работников, корпоративного волонтерства. И бизнес, как показал форум, готов отвечать на эти запросы, вплоть до корпоративных ипотечных программ, яслей, детских садов и даже выплат за рождение ребенка.
Долгосрочные инициативы в области экологии тоже не теряют актуальности, хотя и трансформируются. Как указал Андрей Шаронов, многолетняя риторика по поводу предотвращения климатических изменений сегодня сменилась на тему адаптации.
- Стало понятно, что попытки смягчить эти изменения не дают нам шанса избежать негативных последствий. А экономические потери от них оцениваются колоссальными суммами. Поэтому надо прогнозировать риски, адекватно оценивать и готовиться к ним уже сегодня, - подчеркнул Шаронов.
Например, глобальное потепление дает России больше возможностей, связанных с Северным морским путем, и Иркутская область как одна из северных территорий может от этого выиграть. Но вместе с тем возникает проблема таяния вечной мерзлоты, что создает огромное количество техногенных рисков.
Особенно актуально это для добывающих компаний, у которых инвестиционный цикл составляет минимум 8-10 лет. И примерно на этом же горизонте могут реализоваться многие риски, которые способны как разрушить бизнес, так и помочь его вырастить, если учитывать их с самого начала.
- Что такое проект в горнодобывающей отрасли? Это геологоразведка, потом проектирование, строительство и только затем эксплуатация. Ты можешь начать осваивать месторождение в одних условиях - климатических, регуляторных и социальных, - а выводить ГОК на проектную мощность будешь уже совсем в других. И если ты не заложил эти риски еще на стадии проектирования, то будет очень сложно что то поменять. Поэтому "Полюс" не просто внедряет в свою практику ESG-подходы, он перешел от визионерского формата к конкретике, к ежедневной работе в этой области, - пояснил Антон Румянцев.
В 2022 году "Полюс" выпустил климатическую стратегию, посчитав это важным, несмотря на высокую турбулентность того периода. В этом документе компания взяла на себя обязательство к 2032 году сократить объем углеродных выбросов до 40-50 процентов уровня 2020 года, а к 2050 году вообще достичь углеродной нейтральности.
- Это непросто, потому что на ближайшие годы мы планируем значительный рост производства: он во многом связан с запуском месторождений Сухой Лог и Чертово Корыто в Иркутской области. В таком контексте задача по снижению углеродных выбросов, на первый взгляд, противоречит нашим планам. Но по итогам прошлого года компания уже сократила объем выбросов на 24 процента, - обозначил Антон Румянцев.
Так, "Полюс" перевел активы в Красноярском крае с угольного и нефтяного топлива на электрогенерацию. А сейчас запускает пилотные проекты перехода на возобновляемые виды топлива в Иркутской области. Если они окажутся успешными, то будут тиражироваться. В Саха (Якутии), угольном регионе, компания тестирует ветрогенерацию, поскольку понимает, что в перспективе уголь будет обходиться все дороже, в том числе из-за возможного роста экологических платежей.
На форуме звучали и другие примеры долгосрочных экологических инициатив. Нефтедобывающие компании рассказали о практике закачки в пласт попутного газа. Лесной бизнес - о внедрении корпоративных систем прогнозирования вспышек популяции вредителей. Энергетики - о моделировании климатических изменений в водосборной территории Байкала, которые могут повлиять не только на работу ГЭС, но и на жизнь множества людей. Экологические инициативы не ограничиваются декарбонизацией производства и адаптацией к изменению климата. Все более значимое место в стратегиях устойчивого развития занимает сохранение биоразнообразия. Речь идет не только о компенсационных мероприятиях, предусмотренных законом, - выпуске мальков или лесовосстановлении, но и о сугубо добровольных проектах. Например, "Полюс" поддерживает существующие особо охраняемые природные территории.
- Мы не только помогаем набирать научные данные, но и стараемся предпринимать конкретные шаги, чтобы сохранить животных и эталонные природные экосистемы. Например, в Иркутской области мы совместно с Витимским заповедником с 2021 года ведем проект по сохранению диких копытных. И кроме зимних маршрутных учетов, авиаоблетов, финансируем установку кормушек и солонцов, чтобы поддержать животных зимой, чтобы они не уходили за пределы заповедника. А в этом году было принято решение о строительстве опорных пунктов службы охраны, чтобы пресечь проникновение браконьеров на территорию, - рассказала Дарья Григорьева, начальник управления устойчивого развития "Полюса".
В целом стратегии устойчивого развития можно сравнить со здоровым образом жизни: то и другое позволяет обеспечить здоровое долголетие. В одном случае - человека, в другом - компании. Это значит, что ESG-тренд имеет все шансы стать стандартом. Поэтому, как подчеркнул Антон Румянцев, корпорации стремятся вовлечь в эту парадигму и систему образования - ведь сегодняшним студентам завтра предстоит реализовывать стратегию устойчивого развития. •
Михаил Корняков, ректор Иркутского национального исследовательского технического университета:
- Важно, чтобы молодежь понимала, что такое ESG, почему эта тема актуальна для крупных компаний. Почему они собираются в альянсы и активно перенимают друг у друга лучший положительный опыт. А университету важно, чтобы у наших выпускников были необходимые компетенции по принципам устойчивого развития. Поэтому мы рады, что Иркутский ESG-форум "Полюс" и ESG "Альянс" проводят именно в ИРНИТУ. Мы договорились о том, что направим наших преподавателей на стажировки в ведущие компании, которые занимаются повесткой устойчивого развития, чтобы затем подготовить курсы и обучать студентов. Со своей стороны, университет выполняет проекты в интересах компании по экологическому мониторингу, разработке мероприятий для уменьшения возможного экологического вреда.