Производство сурими в России растет, а в мире падает

Мировое производство сурими (рыбного фарша) в первом полугодии 2024 года сократилось на 11% (до 384 тыс. тонн), следует из данных международного аналитического агентства Expana, которые приводит Undercurrentnews.
Сергей Красноухов / РИА Новости

Общее сокращение выпуска сурими эксперты Expana объясняют снижением производства этого продукта из основных видов сырья - минтая и тропических рыб, отмечая разнонаправленные тенденции объемов производства в зависимости от региона и видов рыб, из которых оно выпускается (основные производители сурими из минтая - Россия и США, из тропических рыб - страны АТР).

Между тем, по данным Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), российские производители продолжают существенно наращивать выпуск сурими из минтая - высококачественного вида сурими из филе дикой белой рыбы. В первом полугодии 2024 года его объемы превысили 36 тысяч тонн, что в полтора раза выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Международные аналитики, оценивая перспективы развития рынка сурими, отмечают намерение России и дальше развивать рыбопереработку, составляя серьезную конкуренцию США на рынке минтаевого сурими.

При этом укрепление позиций России на международном рынке сурими сегодня сдерживают неравные условия с основным конкурентом США. Например, для американской минтаевой продукции в Южной Корее действуют нулевые ставки ввозной пошлины, для российских поставщиков ставка составляет 10%.

Ситуацию усложняет необходимость дополнительно уплачивать еще и экспортную, так называемую "курсовую" пошлину в нашей стране. Это снижает конкурентоспособность продукции по цене, считают в АСФР.

При этом сурими остается высоко востребованным продуктом в долгосрочной перспективе. Международные эксперты прогнозируют рост этого рынка примерно на 6% ежегодно в ближайшее десятилетие, что обусловлено растущей популярностью сурими как универсального рыбного продукта, относящегося к здоровому питанию благодаря высокому содержанию белка и низкой калорийности.

Ранее глава компании American Seafood Group (ASG, крупнейший добытчик минтая в США) призвал ужесточить торговую войну с российскими рыбаками. Ему не нравится, что Россия увеличивает поставки сурими (пастообразный фарш из рыбы) в страны Азии, да еще и по более низкой цене.