Подобно импрессионистам, совершившим революцию в живописи, Александр Головин стал революционером в истории театрально-декорационного искусства. Еще при жизни его работы расхватывали по частным и музейным собраниям. Алексей Бахрушин, основатель Бахрушинского музея, был большим почитателем страстного, очень индивидуального театрального импрессионизма Головина. Он разыскивал и выкупал целыми сериями авторские эскизы художника к самым ярким спектаклям.
Вершиной совместного творчества Головина и Мейерхольда стал спектакль "Маскарад", который готовился к постановке целых шесть лет. Первым грандиозным успехом Александра Головина в Европе стало участие в "Русских сезонах" Сергея Дягилева.
На выставке будет представлен эскиз художника к опере "Борис Годунов" ("Гранд-Опера", Париж, 1908). Сергея Дягилева привлекало умение Головина показывать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку, регулярно публиковал его работы на страницах журнала "Мир искусства" и упоминал художника в своих статьях. Именно Головин - вместе с Константином Коровиным, Иваном Билибиным и Александром Бенуа - в 1908 стал художником постановки оперы Мусоргского "Борис Годунов" для первого "Русского сезона" Дягилева в Париже, в которой главную партию исполнил Федор Шаляпин.
Посетители Российского духовно-культурного православного центра в Париже увидят эскизы декораций и костюмов к операм "Псковитянка" (Большой театр, 1901), "Руслан и Людмила" (Мариинский театр, 1902), "Кармен" (Мариинский театр, 1908), "Золото Рейна" (Мариинский театр, 1905), балетам "Лебединое озеро" и "Волшебное зеркало" (Мариинский театр, 1903) и множеству других спектаклей, включая эскизы, созданные им для "Русских сезонов" Сергея Дягилева.
"Сегодня в собрании Бахрушинского музея насчитывается свыше 1300 произведений Александра Головина, включая предметы из его личного архива, - рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова. - Уникальность нашего собрания состоит в том, что помимо большой и разнообразной коллекции театральных эскизов художника, оно включает станковые произведения мастера, наброски и зарисовки, а также фотографии оформленных им спектаклей. Такое сочетание позволяет наиболее объемно представить период Головина в русском и мировом театрально-декорационном искусстве".
Это уже пятый проект Бахрушинского музея на площадке Российского духовно-культурного православного центра за прошедшие два года. Экспозиции, посвященные легендам балета Галине Улановой, Юрию Григоровичу и Майе Плисецкой, неизменно продлевались в связи с высоким интересом публики.