Елена Евгеньевна, по официальным данным, в Иркутской области распространенность рака шейки матки - 160 случаев на 100 тысяч населения. Общероссийский показатель - 128,7, а по СФО - 137,3. Почему так?
Елена Храмова: И в целом для России эти цифры высоки. А одна из основных причин заболевания - инфицирование вирусом папилломы человека. Более 80% всех случаев заболевания связаны с ВПЧ.
Как можно заразиться?
Елена Храмова: Преимущественно половым путем. Но возможна передача вируса от матери к ребенку во время родов. Все зависит от типа вируса и состояния иммунной системы человека. Исследования показывают: наиболее уязвимы молодые люди. Если раньше возраст большинства заболевших был 40-50 лет, то теперь - 28-30.
Может ли человек понять, что у него вирус?
Елена Храмова: Вирус не проявляет себя какими-либо симптомами. Выявить его можно только с помощью ПЦР-диагностики. Обследование женщин старше 30 лет на ВПЧ входит в программу обязательного медицинского страхования. Этот анализ необходимо проводить раз в год. Своевременная диагностика и эффективная терапия на ранней стадии рака шейки матки позволяет вылечиться и жить долго. Но, к сожалению, многие женщины не придерживаются рекомендаций. Отсюда большое количество запущенных случаев.
И как быть?
Елена Храмова: Лекарства против вируса папилломы человека пока не изобрели. Однако способ снизить риски онкозаболевания есть. Естественно, это средства барьерной контрацепции. Кроме того, доказано, что ВПЧ элиминируется, то есть сам собой выводится из организма при здоровом образе жизни, отказе от вредных привычек. Но главное - вакцинация.
Значит, любой человек может сделать такую прививку и считать, что он не заболеет раком?
Елена Храмова: Вакцинация от ВПЧ практикуется в мире давно и широко. В 127 странах вакцинируют как девочек, так и мальчиков от 9 лет. Почему именно детей? Для того чтобы сформировать популяционный иммунитет. И очень важно, чтобы он сформировался до полового дебюта. Зачем вакцинировать мальчиков, ведь рак шейки матки - "женская" болезнь? Носители вируса - мужчины. В России, к сожалению, этой прививки пока нет в национальном календаре. Впрочем, сейчас поставить такую прививку может любой желающий, не только дети. Но только за свой счет. Хотя сегодня 40 регионов РФ добавили эту прививку в свои календари, и там подростков уже вакцинируют бесплатно.
И можно говорить, что метод опробован и работает?
Елена Храмова: Впервые в России программа такой вакцинации была принята в Московской области. С 2008 года там привили более 30 000 девочек и молодых женщин. И уже есть результаты: снижение распространенности ВПЧ в популяции и снижение доли урогенитальных папиллом. А снижение распространенности аногенитальных кондилом говорит само за себя: если в 2008 году это было 260 случаев на 100 000 населения, то теперь - 1,7. Колоссально!
Недавно наши ближайшие соседи - Новосибирская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Бурятия - внесли прививку от ВПЧ в региональные календари вакцинации.
А в Иркутской области?
Елена Храмова: Вопрос вакцинации подростков и возможность ее включения в региональный календарь прививок уже поддержаны депутатами Иркутской городской думы в прошлом году. На недавнем заседании Общественной палаты региона также было достигнуто полное понимание. Необходимо двигаться дальше. Требуется региональная программа, предусматривающая финансирование из регионального бюджета.
Цена вопроса?
Елена Храмова: Полагаем, что для начала нужно вакцинировать только девочек 11-14 лет. В этом возрасте можно прививать двумя дозами вакцины в течение года. А начиная с 15 лет понадобится уже три дозы. Арифметика такая: одна доза двухвалентной вакцины против самых агрессивных типов ВПЧ, которые чаще всего и вызывают онкологические заболевания, стоит около 9 тысяч рублей. Соответственно, две дозы - 18 тысяч. Девочек указанного возраста в Иркутской области около 40 тысяч.