Выплаты нефтяникам из бюджета разделят по видам топлива

Правительство планирует изменить правила выплат компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок (демпфер), разделив их по видам горючего - бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида. Соответствующий законопроект разработал Минфин.
Цены на бензин марки АИ-95 и зимний дизель при расчетах выплат по демпферу не учитываются.
Цены на бензин марки АИ-95 и зимний дизель при расчетах выплат по демпферу не учитываются. / Константин Завражин/ РГ

Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной (условной) ценой топлива, установленной государством, и его экспортной стоимостью. Выплачивается он за оптовые поставки топлива с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - для ДТ. Определяются внутренние цены поставок по торгам топлива на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ). По действующим правилам при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется.

Бензин и ДТ производятся в России в разных объемах и часто разными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). Бензин в основном выпускается для внутреннего рынка, на экспорт уходит лишь малая часть, тогда как половина объемов нашего ДТ отправляется за границу. Также у них не совпадают сезоны высокого спроса. Для бензина период роста потребления - сезон отпусков, с конца весны до осени. Для ДТ - это время активных сельскохозяйственных работ, с конца лета до ноября. В результате обнуление демпфера, к примеру, из-за роста цен на бензин, било по компаниям, производящим ДТ, и, соответственно, приводило к его подорожанию (компенсация-то не выплачивается), и наоборот. Теперь этот перекос в правилах хотят ликвидировать.

Разделение выплат по видам топлива поможет лучшему регулированию внутреннего рынка

Как отметил в беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, желание правительства разделить выплаты по демпферу по видам топлива абсолютно правильное и будет способствовать лучшему регулированию внутреннего рынка. Если что-то случилось с бензином и он сильно подорожал, не совсем корректно будет не выплачивать демпфер по ДТ и наоборот. Это может только усугубить ситуацию на рынке.

Но предлагаемые сейчас корректировки демпфера могут не решить все проблемы на нашем топливном рынке. Дело в том, что демпфер определяется по котировкам на бирже бензина марки АИ-92 и летних сортов ДТ. Сейчас наибольший рост на торгах показывает бензин марки АИ-95. И ожидается, что цены на ДТ традиционно вырастут осенью, а потом относительно уже свершившегося подорожания подскочат в момент перехода с летних сортов ДТ на зимние, поскольку они стоят дороже. Бензин АИ-95 и зимний дизель демпфером не учитываются.

Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, то, что биржевая цена АИ-95 не учитывается в расчетах по демпферу, дает нефтяникам возможность увеличения маржи переработки без угрозы потери субсидий. Это объясняет более чем двадцатипроцентную разницу в биржевой стоимости АИ-92 и АИ-95, возникшую сейчас.

Он также уточняет, что рубеж августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены доходили до 100 тыс. руб. за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго превысили отметку в 75 тыс. руб. за тонну.

По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и запретов на экспорт. Это касается биржевых цен на бензин АИ-95 и на зимнее дизельное топливо. Именно в этих сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.

При этом, с точки зрения Гусева, демпфер справляется со своей задачей - нормализовывать общую ситуацию на топливном рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ, поясняет он.

Пока рост биржевых цен укладывается в рамки, заданные параметрами демпфера. По ним нефтяники лишаются прав на получение субсидий, если среднемесячная биржевая цена АИ-92 превышает 64 515 руб. за тонну (сейчас - 55 153 руб. за тонну), а цена летнего ДТ - 66 000 руб. за тонну (61 627 руб. за тонну). При этом марка АИ-95 сейчас торгуется на СПбМТСБ за 73 739 руб. за тонну. По данным Росстата, средняя цена АИ-95 в России на 5 августа составила 58,04 руб. за литр. В тонне АИ-95 около 1333 литров бензина. То есть оптовая цена литра этой марки 55,32 рубля. Но до АЗС бензин еще нужно доставить, АЗС тоже платят налоги, выплачивают работникам зарплату и тратят средства на поддержание работы заправки.

Демпферный механизм работает на российском топливном рынке с 2019 года. За всю историю обнулялся он только один раз, в сентябре прошлого года, в разгар топливного кризиса. Тогда были изменены правила выплат нефтяникам, стал применяться коэффициент 0,5 (вместо 1), сокративший компенсацию вдвое. Цены на топливо ушли вверх и превысили пороговые значения. В октябре вернулись к существовавшим ранее правилам с коэффициентом 1, после чего биржевые котировки пошли вниз.