Юлия, в чем секрет такого роста рынка и удастся ли, на ваш взгляд, сохранить эти темпы в 2024 году?
Юлия Гадлиба: Как известно, страховой рынок делится на сегмент "лайф" (страхование жизни) и "нон-лайф" (страхование всего остального). Основной вклад в рост рынка в 2023 году внес именно сегмент "лайф" - он рос намного быстрее, чем "нон-лайф". Это закономерно, потому что рынок страхования жизни в России более молодой и, скорее всего, как прогнозирует одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России Kept, в ближайшие несколько лет будет активно развиваться. Возможно, темпы роста замедлятся по сравнению с 2023 годом, но этот сегмент все равно будет расти быстрее прочих. Стимулировать его развитие будут в том числе государственные усилия по привлечению в экономику "длинных денег".
Наша компания в сегменте "лайф" делает ставку на такие продукты, как накопительное страхование жизни (НСЖ), а с 2025 года - на долевое страхование жизни (ДСЖ). Заметный драйвер роста в сегменте "нон-лайф" - это каско. Этот вид страхования рос двузначными темпами. Причины - в оживлении продаж новых автомобилей, которые выросли примерно на 60 процентов. На российский рынок вышло много автопроизводителей. Сегодня китайские компании продают более половины всех новых автомобилей. Значительно вырос сегмент трейд-ин - продажи подержанных автомобилей. Аналитики прогнозируют и дальнейший рост авторынка. Например, агентство "Автостат" всегда дает прогноз по трем сценариям: реалистичному, оптимистичному и пессимистичному. И весь прошлый год, и в нынешнем году мы идем по оптимистичному сценарию, согласно которому продажи в 2024 году могут достичь 1,3 миллиона новых автомобилей. Помимо этого всегда поднимает страховой рынок высокая инфляция.
Перешел к росту и рынок добровольного медицинского страхование (ДМС), и этот процесс может стать долгосрочным. На фоне борьбы за таланты работодатели улучшают условия труда для своих коллективов, поэтому спрос на ДМС останется высоким. В 2023 году премии нашей компании по ДМС увеличились на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом и достигли 10,1 миллиарда рублей.
Ваша компания - единственная страховая публичная компания, которая с 2021 года котируется на Московской бирже и соответствует требованиям к листингу первого уровня. Какие направления и форматы деятельности необходимо развивать, чтобы акции компании были востребованы инвесторами?
Юлия Гадлиба: Страхование пронизывает всю нашу экономику. По сути, для каждого из секторов есть определенный страховой продукт, и проблемы этих секторов отражаются и на нас. Но уникальность нашей диверсифицированной бизнес-модели в том, что мы можем балансировать между розничным и корпоративным сегментами. Например, в 2022 году встали продажи новых автомобилей. Но появились другие возможности - выросли грузоперевозки, логистика, операционный лизинг. Мы нарастили бизнес в этих отраслях настолько, что это позволило нам компенсировать падение в других категориях. Когда какая-то отрасль начинает расти, вместе с ней растет и страхование. Плюс мы стараемся придумывать новые продукты. Например, после ухода из России европейских автопроизводителей и официальных дистрибьюторов мы выпустили продукт "Продленная гарантия". То есть владельцы машин, которые теперь не обслуживаются производителем, получают такой же сервис и обслуживание, как и раньше.
В основном мы продолжаем развивать три направления. Первое - все, что связано со здоровьем. Второе - с перемещением: авто, каршеринг, такси. И третье - это благосостояние. Мы готовы выходить за рамки страхования, чтобы закрыть все потребности клиента. И сейчас уже делаем это в медтех-стартапе Budu (онлайн-консультации по любым медицинским вопросам) и новом сервисе для поддержки ментального здоровья "Просебя", который позволяет управлять психологическим состоянием как самостоятельно, так и с помощью психолога.
Инвесторы ждут от страховых компаний надежного роста и дивидендов. Наша компания в 2023 году показала рост в премиях на 17,3 процента. Кроме того, мы выплатили первые дивиденды с годовой доходностью примерно 10 процентов. Я рада, что у нас получается разъяснять фондовому рынку преимущества страхового бизнеса. За год количество инвесторов компании увеличилось более чем на 18 тысяч человек и достигло 48 тысяч, а акции группы выросли на 88 процентов.
Какие цели ваша компания поставила на 2024 год?
Юлия Гадлиба: У нас есть несколько ключевых целей. Первая - добиться прироста выручки и клиентской базы. Мы хотим расти темпами не менее 15 процентов в "нон-лайф" сегменте ежегодно. Вторая - рост прибыли, от размера которой зависит, сколько дивидендов мы заплатим нашим акционерам.
2023 год стал для нас периодом достижений, но и в 2024 году, по первым результатам, рост бизнеса продолжится двузначными темпами. Более того, мы видим много драйверов для долгосрочного развития всего российского страхового рынка и за горизонтом 2024 года. Благодаря нашему разнообразному продуктовому портфелю и более чем 25-летнему опыту, нам есть что предложить клиентам в каждой категории. Мы намерены расти быстрее рынка за счет внедрения современных страховых технологий. В этом году уже начали внедрение технологии искусственного интеллекта в клиентском опыте и урегулировании страховых случаев.
Какие тенденции будут определять страховой рынок в ближайшее время?
Юлия Гадлиба: Первая тенденция: продолжится консолидация рынка - сделки по слиянию и поглощению. В топ-10 крупнейших страховых компаний уже сосредоточено более 80 процентов страхового рынка. Эти крупные игроки с большими бюджетами, амбициями и возможностями будут определять рынок, потому что внедрение новых технологий, искусственного интеллекта потребует очень больших инвестиций. Вторая - приоритеты государственной политики, прежде всего нацпроекты "Здравоохранение", "Демография" и другие, вместе с выполнением которых будет расти и страхование. Этому будет помогать и стимулирование долгосрочных накоплений. Третья тенденция - роль ключевой ставки Центробанка. Высокая ключевая ставка для страхования и хороша, и плоха одновременно. С одной стороны, она замедляет экономическую активность: и бизнесу, и клиентам тяжело в плане ипотеки, автокредитов - все это сейчас затормозилось. С другой стороны, при высокой ставке страховая компания может хорошо прогнозировать доходность и на низком риске зарабатывать инвестиционный доход не один год. Но когда ЦБ справится с инфляцией, снижение ключевой ставки будет стимулировать экономическую активность, следовательно, и в основных сегментах страхового рынка начнется хороший рост.