"Развитый транспорт - основа социально-экономического роста любого государства. Автомобильные дороги, аэропорты, морские порты, железнодорожные пути - все это оказывает непосредственное влияние на удобство пассажирских перевозок и скорость доставки грузов, повышает туристическую и инвестиционную привлекательность регионов. Поэтому государство уделяет особое внимание созданию и модернизации транспортной инфраструктуры", - рассказал "РГ" президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Переоценить значение развитой транспортной инфраструктуры для успешного развития экономики сложно в любой стране. А уж в нашей - с ее огромными размерами - тем более. Так считает эксперт по государственному и муниципальному управлению, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С.Ю. Витте Кирилл Парфенов.
"Достаточно сказать, что переориентация основных транспортных потоков на восточное направление, которая диктуется введенными санкциями, заметно осложняется недостаточной пропускной способностью широтных железнодорожных магистралей в азиатской части страны и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, - говорит ученый. - В такой ситуации вложения не просто оправданны, а необходимы как воздух.
Но сколь бы жесткими и масштабными не были санкции, невозможно полностью "выключить" из мировой торговли страну, обладающую значительным потенциалом в отношении экспорта, импорта и транзита. Кроме того, санкции приходят и уходят, а инфраструктура остается".
По словам эксперта по развитию городов и территорий, руководителя международной дискуссионной офлайн-платформы на темы урбанистики и девелопмента "Урбан-Хаб Росконгресс" Юлии Зубарик, общий объем инвестиций в транспортный комплекс в 2022 году составил около 2,1 процента ВВП (3,2 триллиона рублей). При этом в Транспортной стратегии РФ до 2030 года отмечается, что для обеспечения устойчивого экономического роста страны необходимо довести уровень вложений до 3-3,3 процента ВВП.
"Санкции и уход западных инвесторов усложнили ситуацию, но и открыли новые возможности для сотрудничества с восточными партнерами, такими как Китай, Монголия, блоки АТР и АСЕАН, а также позволили значительно расширить номенклатуру взаимодействия со странами ЕАЭС, - рассказала Юлия Зубарик. - В этом контексте инвестиции в транспорт не только оправданы, но и жизненно необходимы для долгосрочного развития страны. Особенно значимо вложение средств в объекты на Дальнем Востоке. Он является "каркасом" новых проектов сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона".
При этом сегодня нет такого ключевого объекта, который бы строился без привлечения бизнеса. Сергей Катырин уверен, что комплексность проблем, связанных с обновлением инфраструктуры, делает взаимодействие государства с частным капиталом неизбежным. Инфраструктурные инвестиции имеют большой мультипликативный эффект для экономики, но одновременно дальний горизонт окупаемости (например, Евротоннель под Ла-Маншем, сданный еще в мае 1994 года, до сих пор полностью не окупился) и низкую норму доходности. Поэтому, по словам главы ТПП РФ, государство стремится создать благоприятные условия для привлечения предпринимательского сообщества в процесс создания и модернизации инфраструктуры.
Одно из направлений участия российского бизнеса в этом процессе - создание транспортно-логистических центров в разных регионах России. Например, в Иркутской области планируется создание распределительного центра сельскохозяйственной продукции, активно развивается транспортно-логистическая инфраструктура Новороссийска, на территории ОЭЗ "Оренбуржье" реализуется проект транспортно-логистического терминала.
Стимулировать участие бизнеса в создании и модернизации транспортной инфраструктуры могут инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП), считает Сергей Катырин. Примеры уже есть: федеральные проекты - аэродромы Шереметьево и Левашово (Ленинградская область), региональные - аэропорты Благовещенск и Новый Уренгой.
"Сегодня прорабатывается возможность использования такого механизма для реконструкции региональных аэродромов в 2025-2030 годах. Часть средств может быть выделена из федерального или регионального бюджетов в виде безвозмездного капитального гранта. Минтранс предлагает пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60 процентов от расходов на проект. Остальные 40 процентов инвестор изыщет самостоятельно", - подчеркнул Катырин.
ГЧП - не единственный способ привлечения внебюджетного капитала в расширение транспортной инфраструктуры. По словам Юлии Зубарик, оно чаще всего применяется на городском или районном уровне. В таком формате, к примеру, ведется модернизация городских систем электротранспорта (Ростов-на-Дону, Воронеж) или участков автодорог в обход некоторых населенных пунктов.
К ключевым инструментам по вовлечению бизнеса в транспортные проекты эксперт относит инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). С помощью средств из ФНБ, как правило, реализуются наиболее масштабные транспортные проекты (например, автодороги М-11, М-12, развитие Восточного полигона). СЗПК - один из наиболее "свежих" способов вовлечения частного капитала: проекты по такой схеме (например, строительство аэровокзального комплекса в Геленджике или модернизация системы общественного транспорта в Волгограде) сейчас реализуются.
"Каждая из форм работает по-своему: например, ФНБ предоставляет средства под 3 процента годовых. А в ГЧП (концессии) бизнес может привлекать средства из бюджетных инвестиционных кредитов и в определенных случаях получать компенсации за содержание инфраструктуры, - рассказала Юлия Зубарик. - При этом по всем форматам взаимодействия мы можем увидеть, что на каждый рубль из бюджета приходится 2 "частных" рубля, что кажется оптимальным соотношением капиталовложений".
Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем:
- Вложения в инфраструктуру всегда оправданы, особенно в такой большой стране, как Россия. Развитие инфраструктуры удешевляет перевозки, тем самым повышая эффективность производства и торговли. Но главное даже не в этом. Россия может стать великой транзитной страной: и южный индийский, и северный китайский транспортный коридор невозможен без нас. Транзит - это неисчерпаемый источник дохода. Но для этого нужна развитая транспортная сеть.
В последнее время возродились дебаты о возможности строительства моста на Сахалин. Для острова это будет огромной удачей - фактически он перестанет быть островом, так как будет иметь постоянную связь с материком, что будет удешевлять перевозки и товары. Это даст импульс местной промышленности - конкурентоспособность сахалинских товаров увеличится.