Создатель первого в мире пассажирского самолета. 135 лет назад на свет появился авиаконструктор Игорь Сикорский

Сегодня 135 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского
За свою жизнь Игорь Сикорский создал около шести десятков оригинальных летательных аппаратов. Как правило, пионерских конструкций, отмечают специалисты.

Однако из всех самолетов, созданных Сикорским, особое место занимает "Илья Муромец". Первый в мире пассажирский самолет, он поднялся в небо в 1913 году. Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинки: впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты.

Как писал журнал "Гражданская авиация", "Илья Муромец" стал прообразом не только современных пассажирских лайнеров, но и будущих отечественных стратегических бомбардировщиков. Казалось, перед молодым и талантливым конструктором открывается широкая дорога для творчества. Но первая мировая и гражданская войны отодвигают самолетостроение на задворки. Сикорский остается не у дел и в 1918 году покидает Россию.

"Он уехал потому, что на родине, как ему тогда казалось, продолжать любимое дело было невозможно, - рассказывала дочь конструктора Татьяна Игоревна. - Сначала приехал во Францию, а на следующий год перебрался в Америку. Для отца это были тяжелые годы - безденежье, неустроенность. Но он не отказался от своей мечты. В 1923 году был создана русская авиационная компания "Сикорски аэроинжиниринг корпорейшн".

Такая деталь, на которую обратило внимание старейшее авиационное издание страны: авиакомпания "Пан Америкэн" заказывает русскому авиаконструктору тяжелую 40-местную амфибию. Так появились летающие лодки S-40 и S-42. Десять S-42 стали первыми в мире межконтинентальными пассажирскими лайнерами, обеспечивающими регулярные рейсы через Атлантику и Тихий океаны.

Последним самолетом Сикорского стал "воздушный дредноут" - четырехмоторная летающая лодка S-44. Впервые она взлетела в августе 1937 года. После этого весь свой талант Игорь Сикорский обратил на разработку вертолетов.

На его вертолетах, отмечают историки, были впервые совершены перелеты через Атлантический океан (S-61; 1967) и Тихий океан (S-65; 1970) с дозаправкой в воздухе. Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.

Лебединой песней Сикорского стал вертолет S-58 - одна из лучших винтокрылых машин в мире. Он строился большой серией в США, Великобритании и Франции.

И все-таки действительно справедливо сказать: для россиян особенно дорог "Илья Муромец". Именно с него, как подчеркивал журнал "Гражданская авиация", началась история русского взлета в мировом авиастроении.

И еще. На авиасалоне МАКС пять лет назад состоялся "круглый стол", посвященный 130-летию со дня рождения Сикорского. На встрече присутствовал сын авиаконструктора Николай Игоревич, который издал книгу об отце "Коснувшись неба".

- Дома мы говорили только по-русски: родители между собой и с нами. Будто Россия осталась у нас дома, а за его пределами уже была Америка, - рассказал сын гениального конструктора. - В доме постоянно звучала музыка Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Отец был глубоко культурным человеком, и дом был просто насыщен русским языком, музыкой, стихами. Родители знали наизусть и декламировали стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова. Отец знал хорошо историю - с древних времен до последних дней, знал поименно всех царей и даты их правления. И все это питало нас, детей, мы с этим росли и продолжали жить. Это была наша малая Россия. Отец дал нам понять идею уникальности русской культуры, которая происходит из православия, а потому она гораздо свободнее и более духовная, чем другие.

Скончался Игорь Иванович Сикорский в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут).

Поделиться