Легкая промышленность Сибири испытывает острый кадровый дефицит

Первый в новейшей сибирской истории форум легкой промышленности прошел в Барнауле с 29 по 30 мая на базе Алтайской академии гостеприимства. Основными мероприятиями стали конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" в номинации "Швея", экскурсии по предприятиям и круглый стол с броским названием "Кому на Руси шить хорошо?"
Легкая промышленность часто берет на себя тяжелые задачи: например производство снаряжения для бойцов в зоне спецоперации или для ученых, ведущих исследования в экстремальных условиях
Легкая промышленность часто берет на себя тяжелые задачи: например производство снаряжения для бойцов в зоне спецоперации или для ученых, ведущих исследования в экстремальных условиях / Илья Наймушин/ РИА Новости

Пока швеи из пяти сибирских регионов - Алтайского и Красноярского краев, Республики Алтай, Томской и Новосибирской областей - соревновались, руководители крупных и малых швейных предприятий в официальной и кулуарной обстановке обменивались опытом и обсуждали острые, как иголки, проблемы. Главной из них ожидаемо стала кадровая.

- Алтайские предприятия испытывают огромный дефицит рабочей силы, - сообщил Вячеслав Химочка, министр промышленности и энергетики региона. - Только на предприятиях обрабатывающей промышленности насчитывается до десяти тысяч вакансий.

В то же самое время представители легкой промышленности признают, что сложная ситуация с импортом многих товаров дает прекрасные возможности для развития собственного производства.

- Надо двигаться вперед - совершенствовать оборудование, обучать своих сотрудников, - говорит Евгений Примак, директор компании "Спецобъединение-Алтай". - Однако новых работников немедленно и прямо сейчас подготовить нельзя, их надо растить. Мы можем быстро купить оборудование, хотя и с этим есть определенные сложности из-за процедуры платежей, но мы не можем быстро купить квалифицированных швей.

- Мы видим, что на данный момент продавать можем больше, чем производить, поэтому стараемся прилагать усилия для привлечения в компанию дополнительного персонала, - утверждает Вячеслав Крымов, замдиректора компании "Тонар". - Основной путь видится в привлечении молодежи и удержании тех, кто уже работает у нас. В частности, мы заключили соглашение о сотрудничестве с Алтайской академией гостеприимства, где стали готовить операторов швейного производства. Стараемся приобретать более высокотехнологичное оборудование, чтобы с тем же человеческим ресурсом производить больше продукции.

По мнению Крымова, у Алтайского края большие резервы в плане автоматизации и роботизации производства. Пока спасают кооперация и взаимовыручка. Одни занимаются раскройкой, другие шьют. Ряд предприятий, помимо подготовки собственных кадров, для срочного решения стоящих сейчас задач привлекает на производство иностранных рабочих, в том числе из дальнего зарубежья. Здесь возникает немало интересных коллизий, но это отдельная большая тема.

В целом, как считает Илья Финенко, замминистра промышленности и энергетики, время, когда можно было латать кадровые дыры за счет повышения зарплат и переманивания сотрудников с других предприятий, ушло безвозвратно. Руководители компаний поняли, что нужно вкладываться в подготовку молодых специалистов. Примечательно, что первой ласточкой федеральной программы "Профессионалитет" в Алтайском крае стал проект, связанный с легкой промышленностью. Его реализация началась в 2022 году на базе КГБПОУ "Алтайская академия гостеприимства".

- В наш образовательный кластер легкой промышленности, помимо академии, входят еще три учебных организации, работающих в крае, а также обособленное подразделение холдинга "БТК-групп", где студенты проходят производственную практику, - напомнил Сергей Ездин, директор Алтайской академии гостеприимства. - На запуск проекта было потрачено порядка 130 миллионов рублей, из них сто миллионов - федеральные средства. В целом "Профессионалитет" предполагает полную перезагрузку системы профобразования начиная с управления кластером и заканчивая учебно-производственным процессом по подготовке операторов швейного оборудования.

По сути, считает Сергей Ездин, на новой основе воссоздается советская практика подготовки кадров, когда при крупных предприятиях существовали учебно-производственные комбинаты. В 1990-е все это было утрачено, какое-то время образовательные организации существовали сами по себе, не имея никакого отношения к некогда родным производственным площадкам, превратившимся из государственных в частные. Но сейчас наступило время, когда не только в легкой промышленности, но и в других отраслях произошло неизбежное - старение кадров.

Так, на многих предприятиях работников советской производственной закалки можно пересчитать по пальцам. А молодежь если и приходит, то, как правило, с неважной профессиональной подготовкой.

Конечно, в новом деле есть риски. Взять профориентацию. Десять лет на специальность "Оператор швейного производства" набора в крае не было. А в 2022 го-ду поставили задачу - набрать сразу сто студентов из бывших девятиклассников.

- Мы, наверное, из каждого утюга рассказывали про федеральный проект и его плюсы (бесплатное образование, стипендия, ученические договоры, гарантированное трудо-устройство) и задачу выполнили. Однако лишь с прошлого года мы получили более или менее нормальный доступ в школы. А на первом этапе к нам относились как к распространителям БАДов: "Спасибо, в ваших услугах не нуждаемся". И сказать про первый набор, что к нам пришли идеально профориентированные дети, было бы неправильно. Сейчас мы хотим проработать со школами, с которыми установились партнерские отношения, вопрос открытия профильных классов. Чтобы начинать отбор учеников шестых-восьмых классов. При этом ошибается тот, кто думает, что швейное дело исключительно для девочек. У нас обучается тридцать процентов парней, и это талант-ливые ребята, - поделился планами Сергей Ездин.

Среди других сложностей взращивания нового швейного поколения - неважная материальная база и слабая квалификация преподавателей у партнеров образовательного кластера (например, в Заринском политехническом техникуме). По этому поводу Илья Финенко заметил, что в крае не хватает и тех, кого учить, и тех, кто должен учить. И вопрос этот быстро не решить.

Конкурса абитуриентов на операторов швейного оборудования по сути нет - пока берут практически всех желающих (в прошлом году набор в плановом порядке вырос до 150 человек). Хотя, как полагает директор академии гостеприимства, и процент детей, осознанно сделавших выбор, вырос.

Кстати

Все три призовых места в конкурсе профессионального мастерства заняли швеи из Алтайского края. Первой стала Екатерина Горожанкина из ООО "Спецобъединение-Алтай", получившая 100 тысяч рублей в качестве призовых, второе место у самозанятой Екатерины Санаровой (80 тысяч), а третье досталось Марии Аганович, представлявшей ООО "Приоритет" (60 тысяч). В тотальном преимуществе хозяек конкурса нет ничего удивительного - в советские времена "легковики" в шутку называли Алтайский край "Ивановской областью в Сибири". Ныне в алтайской легкой промышленности занято около 4200 человек (без учета самозанятых), а средняя зарплата в отрасли составляет 32 тысячи рублей.