Доля онлайн-торговли достигла почти 15% в объеме продаж

Объем российской интернет-торговли в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. При этом почти 97% всех покупок приходится на российские площадки, а оставшиеся 3% - на трансграничный рынок (это все товары, купленные за рубежом, но не только в иностранных интернет-магазинах). В отдельных регионах рост онлайн-продаж в 2-3 раза превысил общероссийские показатели, сообщили "Российской газете" в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
iStock

Абсолютными рекордсменами роста стали Дальний Восток и Северный Кавказ - совокупные онлайн-продажи выросли там на 65,6% и 68% соответственно, а показатели роста каждого отдельного региона в этих округах выше 50%.

Так, на Северном Кавказе наибольшее увеличение объемов онлайн-продаж в Чечне - 112%, в Дагестане - 90%, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - 86% и 85% соответственно.

Благодаря маркетплейсам жители всех регионов, в том числе удаленных и труднодоступных, могут купить необходимые товары

На Дальнем Востоке наибольший рост по сравнению с первым кварталом прошлого года на Чукотке - почти 97%, в Бурятии - 90%, больше 70% - на Камчатке, в Еврейской автономной области. Рост объемов продаж больше 45% показали Уральский и Сибирский федеральные округа.

Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж также заметно увеличилась: по итогам года она составляла 13,5%, после первого квартала 2024 года - 14,9%.

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, тенденция на усиление роли регионов в онлайн-торговле сегодня становится все более наглядной, так же как и возможности e-commerce в доставке огромного ассортимента товаров для жителей страны независимо от географии их проживания.

"Большую роль в этом сыграла активность самих компаний интернет-торговли, развитие логистической инфраструктуры в регионах, а также налаживание эффективных партнерских связей и коллабораций. Так, например, сотрудничество Ozon и "Почты России" обеспечило еще более широкий доступ товаров для покупателей в отдаленных регионах, например, на Чукотке рост e-commerce достиг почти 100%", - отметил Соколов.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков / Евгения Носкова

Синергия логистики и возможностей маркетплейсов позволила дать жителям удаленных и труднодоступных территорий доступ к товарам онлайн-площадок, согласился заместитель генерального директора "Почты России" Антон Колударов, а также добиться впечатляющих показателей в объемах заказов. По его мнению, развитие сотрудничества позволит еще большему числу жителей России обеспечить себя всем необходимым, а продавцам и производителям -расширить бизнес.

30 процентов составляет сегодня доля онлайн-продаж непродовольственных товаров повседневного спроса

Чаще всего онлайн покупают электронику и бытовую технику, мебель, одежду и обувь. При этом наибольший рост объемов продаж в первом квартале показали аптеки - 181%. Товары для творчества прибавили 176%, инструменты и садовая техника - 133%, ювелирные изделия и часы -103%. Также заметно выросли онлайн-продажи автозапчастей и автоаксессуаров - на 97%.

Правовые аспекты ведения бизнеса эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

"То, что в первом квартале 2024 года оборот интернет-торговли вырос почти на 40%, в целом отражает общую тенденцию последних двух лет. Наиболее активно обороты маркетплейсов растут именно в регионах, где они активно налаживали партнерскую сеть и развивали логистику", - отметил в беседе с "РГ" завкафедрой предпринимательства и логистики, доцент, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Он подчеркнул, что общее развитие электронной коммерции в России следует мировым трендам и она входит в топ-10 стран по объемам онлайн-торговли. "Стабильная экономическая ситуация положительно сказывается на потреблении, а активное развитие маркетплейсами финансовых сервисов, в том числе кредитования и беспроцентных рассрочек, стимулирует увеличение среднего чека", - заключил Завьялов.