25.05.2024 18:23
Поделиться

Первым пропагандистом безопасности дорожного движения был Владимир Маяковский. Служба пропаганды отмечает 92 год своего создания

Служба пропаганды безопасности дорожного движения отмечает 92 год своего создания
В пропаганде безопасности дорожного движения участвовал и Владимир Маяковский: отрывок из его стихотворения "Про пешеходов и разинь" 1928 года отлично подошел для эффектного разъяснения правил безопасности на дороге и использовался в плакатах.
Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Первые такие плакаты были адресованы пешеходам и призывали их не мешать движению автотранспорта, который только завоевывал свое место на улице. "Уважаемые дяди и тети! Скажите, сделайте одолжение: чего вы нос под автобус суете?! Чего вы прете против движения?!" - призывали к внимательности возмущенные слова Маяковского на плакатах.

Впрочем, отделы пропаганды появились несколько позже. И сегодня у них отмечается 92 года со дня их создания. Да, сегодня информационное воздействие на участников дорожного движения имеет больший аудиторный охват и отличается многообразием каналов коммуникации. Тут и классические СМИ, и популярные сегодня соцсети, telegram-каналы. Достучаться можно до любой аудитории. Сотрудники Госавтоинспекции проводят социальные кампании, направленные на привлечение внимания к проблеме аварийности: снимают социальные ролики, размещают баннеры вдоль дорог, ведут радиоэфиры, разбирают типичные ошибки и причины ДТП, а также проводят уроки в школах и садах, общаются с водителями, пассажирами и пешеходами. Их сложная задача - неназойливо, но настойчиво убедить нас соблюдать скоростной режим, обращать внимание на знаки, переходить дорогу только в установленном месте и только на зеленый, учить детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

В современной России сотрудники службы пропаганды терпеливо и настойчиво объясняют нам, зачем пристегиваться в машине, как детское автокресло помогает уберечь ребенка от травм при ДТП, почему говорить по телефону за рулем - плохая привычка и как работает сила удара при столкновении автомобилей.

Как только появились дороги и первые транспортные средства, а затем произошли первые ДТП, человечеству стало понятно, что нужно вводить правила дорожного движения. К слову, первое в мире ДТП с летальным исходом случилось в 1896 году в Лондоне во время презентации нового автомобиля. Так, водитель этого автомобиля, Артур Эдселл, чтобы произвести впечатление на милую даму, ехавшую с ним, превысил скорость в два раза и сбил женщину, которая, несмотря на все запреты и предупреждающие знаки, вышла на проезжую часть. Судья признал, что 44-летняя Бриджит Дрисколл стала жертвой собственной неосторожности, но при этом на суде была произнесена важная для будущего дорожного движения фраза: "Такое никогда больше не должно случиться". Именно ради этой цели во всем мире ведется борьба за человеческие жизни на дорогах.

Примечательно, что служба пропаганды безопасности дорожного движения появилась на четыре года раньше ГАИ. Миссия разъяснять советским людям правила дорожного движения изначально была возложена на обычных регулировщиков, но с 1932 года эта обязанность перешла к сотрудникам созданной службы пропаганды. Ее задачи с тех пор только усложняются и расширяются: доносить до участников дорожного движения, что правила равны и важны для всех, а их соблюдение снижает количество ДТП и тяжесть последствий.

"Пропаганда безопасности дорожного движения - тот случай, когда слово "пропаганда" приобретает позитивное значение. Ее результат - пристегнутый ремень, ребенок в автокресле, осознанное соблюдение скоростного режима в городе, на трассах и особенно в зоне пешеходных переходов, а также взаимное уважение водителей и пассажиров и, конечно же, тысячи сохраненных жизней. Наша организация вот уже более 12 лет не только защищает интересы граждан в части обеспечения безопасности дорожного движения в Московской области, но и уделяет особое внимание пропаганде БДД среди детей. В своей работе мы фокусируемся на объединении представителей различных сфер дорожного контроля и безопасности с целью комплексной пропаганды БДД. Уверена, что только сообща можно добиться главного - сохранить детские жизни", - рассказала Ольга Попова, председатель региональной общественной организации "Союз безопасности дорожного движения".

Культуру дорожного движения в автомобилистах воспитывают еще с советского времени, ведь именно тогда на дорогах стало появляться больше машин. "Прицепился, прокатился - и в больнице очутился!", "Кто летит подобно птице, тот окажется в больнице", "Притормози и не спеши, когда шагают малыши", "Много слез из-за колес", - такие слоганы украшали яркие советские плакаты на тему дорожной безопасности.

К слову, мотивировать людей начать пристегиваться не только на переднем, но и на заднем сиденье автомобиля - задача точно не из легких. Это притом что, по данным отчета Научного центра безопасности дорожного движения за 2023 год, каждый пятый погибший в ДТП пассажир не был пристегнут. Между тем вылет через лобовое стекло при столкновении в подавляющем большинстве случаев ведет к смертельному исходу.

Убедить водителей и пассажиров не игнорировать ремни безопасности призван социальный раунд "Один щелчок спасает жизнь". В течение месяца в Московской области сотрудники Госавтоинспекции публиковали яркие информационные карточки с инфографикой в соцсетях, на дорогах вручали памятки водителям, общались с посетителями магазинов детских товаров и разъясняли важность безопасной перевозки малышей. Ликбез провели и для дальнобойщиков: им напоминали не только о ремнях безопасности, но еще и о соблюдении режима труда и отдыха во время дальних поездок.

Кстати, почти 50% участников опроса минтранса Подмосковья считают, что пропаганда безопасности дорожного движения должна быть именно такой: мягкой, через правила, пояснения и разбор ошибок, ставших причиной ДТП, а вот 43% готовы вдохновиться на безопасное вождение статистикой аварийности и фотографиями реальных аварий. Часть опрошенных (37%) признали, что лучше всего на них действует социальная реклама на баннерах. Этот инструмент воздействия на общественное поведение и привлечение внимания к проблеме аварийности показал высокую эффективность, причем авторы социальной рекламы не боятся экспериментировать.

Социально ответственный бизнес также активно поддерживает информационные кампании по БДД. Так, в 2023 году оператор подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения "МВС Груп" доверил идею социальной рекламы про вождение в нетрезвом виде нейросети. Искусственный интеллект предложил концепт - столкновение автомобиля с бокалом вина, а дизайнеры доработали его до эффектного баннера, который разместили на пяти магистралях региона.

"Сохранение человеческих жизней и здоровья населения - очень важная задача, которая стоит перед государством в целом и непосредственно перед региональным правительством. Мы многолетний партнер Московской области в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Комплексы фотовидеофиксации - это, безусловно, рабочий инструмент, который доказал свою эффективность в снижении аварийности и смертности на дорогах. Вместе с тем мы понимаем, что для достижения максимального результата нужен комплексный подход. Работа с общественным мнением позволяет мягко, но убедительно объяснять людям, почему важно соблюдать правила дорожного движения. Наша работа в этом направлении ведется не только с водителями, но и с пешеходами, в особенности с родителями и детьми. Мы регулярно присоединяемся к социальным раундам ГИБДД и ежегодно проводим около 20 акций по пропаганде БДД. Например, создали детские раскраски "Мир безопасных дорог" и раздали их в девяти муниципалитетах региона, чтобы дети в игровой форме изучали основные правила безопасности на дороге", - заявил Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики "МВС Груп".

Непрерывная пропаганда безопасности дорожного движения работает: в уже упомянутом опросе подмосковного Минтранса 75% жителей согласились с тем, что пропаганда действительно влияет на безопасность. Московская область может поделиться опытом с другими регионами страны: согласно данным ГИБДД, за 10 лет здесь аварийность снизилась почти на 60%, и с 55-го места по безопасности на дорогах среди регионов РФ в 2013 году субъект поднялся до 14-го места в 2023 году.

Сработало все в комплексе, объясняют эксперты по транспортной безопасности: соблюдение правил дорожного движения, грамотная организация движения и хорошее состояние дорог. За десятилетие в Московской области построили новые тротуары, подсветили пешеходные переходы и установили дополнительное наружное освещение, ограждения, катафоты, искусственные неровности и дорожные знаки. Свою роль в повышении безопасности сыграло и усиление технологического потенциала системы фотовидеофиксации. В регионе работают порядка 2000 стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации, которые ротируются в места концентрации ДТП, и это позволяет ликвидировать очаги аварийности. В 2023 году действующую группировку технических средств контроля соблюдения ПДД дополнили 600 отечественными комплексами последнего поколения "Азимут 4". Жители Подмосковья с такой мерой безопасности согласны: ТГ-канал "Фотовидеофиксатор опубликовал данные опроса Минтранса региона, согласно которому 49% участников посчитали, что комплексы фотовидеофиксации снижают нарушения ПДД и их нужно больше на дорогах.

Ответственное поведение на дороге - такое же важное слагаемое безопасности, как хорошее покрытие, точная разметка, камеры фотовидеофиксации в нужном месте, заметные дорожные знаки и весь комплекс мер национального проекта "Безопасные качественные дороги". По нему, согласно новому указу президента, к 2030 году смертность на российских дорогах должна снизиться в полтора раза, а к 2036 году - в два раза по сравнению с показателем 2023 года, и это зависит не только от государства, но и от каждого участника дорожного движения.