Поделиться

Вырастить бренд

Российская креативная неделя прошла в Челябинске
На фестиваль-форум зарегистрировалось более 2000 участников, которые вместе с экспертами занимались "донастройкой" творческих отраслей и оценивали их влияние на разные сферы жизни. Также на площадке Креативной недели прошло заседание комиссии Госсовета по направлению "Экономика и финансы".
Алексей Текслер (в центре) уверен: креативные индустрии сделают экономику промышленного региона более устойчивой.
Алексей Текслер (в центре) уверен: креативные индустрии сделают экономику промышленного региона более устойчивой. / Пресс-служба губернатора Челябинской области

- Креативная индустрия - один из самых бурно развивающихся секторов экономики, это происходит во всем мире и у нас в стране. И, конечно, мы видим динамику в нашем регионе: уже более 10 тысяч предприятий занимаются креативным бизнесом, думаю, эта сфера выйдет за 80 миллиардов рублей оборота, когда подведем окончательные итоги 2023 года. Но я считаю, что этого мало - нужно развиваться дальше, - говорит губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Новая экономика

- Сейчас на федеральном уровне мы мало слышим о креативном продукте, который создается на Урале, а показать есть что: сильные ИT-команды, фешен-индустрия. Все это хотелось бы осмыслить и найти пути поддержки брендов, - заявила президент АНО "Креативная экономика" Марина Абрамова.

Организатор фестиваля подчеркнула: наполнение и продвижение интеллектуальных отраслей зависит от территорий. Это своего рода продюсирование региона. Так, Урал наряду с традиционными отраслями, обеспечившими ему репутацию опорного края, сейчас формирует новый экономический пул - именно в креативной сфере.

Эксперты относят к этому сегменту по меньшей мере полтора десятка направлений: ИТ, дизайн, архитектуру, музыку, кинематограф, гастрономию, маркетинг, рекламную деятельность и другие. Впервые о нем заговорили несколько лет назад, но до сих пор нет четкого описания структуры. Впрочем, по словам руководителя блока коммуникаций АНО "Креативная экономика" Дарьи Корнеевой, на федеральном уровне уже формируется системный подход к регулированию подобных сфер: в конце прошлого года в Госдуме прошел первое чтение законопроект о развитии интеллектуальных индустрий. По прогнозам, к лету его примут, то есть будет сформулирован понятийный аппарат, определены меры поддержки.

В регионе создана кинокомиссия, которая займется рибейтом. Это повысит узнаваемость Южного Урала

Кинотеатр на колесах

В 2023 году Южный Урал вошел в число лидеров по продвижению креативных индустрий: каждая 14-я компания в регионе ориентирована на творчество.

- Во всех без исключения муниципалитетах есть организации, задействованные в этом секторе. Мы поддерживаем их, вводим преференции, планируем создать креативный кластер, - отмечает Алексей Текслер.

К примеру, признание потребителей заслужила разработка, помогающая совершенствовать мелкую моторику и речевые навыки людям с ограниченными возможностями здоровья. За границы региона вышел инклюзивный проект, позволяющий незрячим знакомиться с видеофильмами, а также банк лицензионных фотографий, где собрано более семи тысяч снимков. Еще одна креативная задумка южноуральцев - журнал мод "Я шью", у которого более 220 тысяч подписчиков. Почти 60 челябинских брендов из фешен-индустрии пользуются сегодня поддержкой властей: до недавнего времени не было ни одного магазина, где местные дизайнеры могли бы блеснуть талантом, а теперь их семь. Летом в селе Париж пройдет показ мод на фоне местной достопримечательности - копии Эйфелевой башни.

Больше стимулов расти появилось и у цифровых компаний, для которых установили минимальные ставки по упрощенной системе налогообложения, предусмотрели гранты, снизили стоимость коммерческой ипотеки. Заработал бизнес-инкубатор для ИТ, парки информационных технологий, вот-вот стартует совместный со Сбером проект "Школа 21".

Без творческих индустрий не шагнуть в завтра: они формируют атмосферу для рывка. Аллегорией этой нацеленности стал новенький троллейбус "Синара", превращенный на форуме в кинозал: в нем показывали документальные, художественные и научно-популярные картины, проводили встречи с режиссерами.

- Так мы презентуем не только работу кино- и видеоиндустрии региона, но и труд промышленных дизайнеров, - объяснила неожиданный ход заместитель директора Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ирина Чиркова.

Добавленная стоимость

По данным Агентства стратегических инициатив, доля креативного сектора в России составляет 4,87 процента ВВП, но к 2030 году предполагается увеличить ее до общемирового показателя - 6-7 процентов. Хотя и теперешний вклад исчисляется колоссальной суммой - 6,5 триллиона рублей.

- Культурный продукт, который выходит на коммерческий рынок, зачастую из ничего формирует добавленную стоимость. Наша задача - создать условия для развития индустрий, которые не будут просить денег у государства, а сами обеспечат дополнительный финансовый поток, - оценивает потенциал роста начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Субъекты РФ сами определяют приоритеты, что и когда им развивать. К примеру, челябинские власти считают: гордость, которую испытывают земляки, когда говорят об индустриальной истории Южного Урала, не мешает ему быть многоликим, уходить от привычного имиджа крупного промышленного региона.

- Очень важно поменять восприятие территории, разбить стереотипы, чтобы регион воспринимался как современный, инновационный и чистый, - подчеркивает губернатор.

Продвижению нового образа помогут творческие индустрии, в частности кинематограф. Вскоре на экраны страны выйдет фильм об адвокате Плевако в исполнении Сергея Безрукова. Натуру Москвы XIX века нашли, на удивление, в южноуральском Троицке. Кстати, Плевако, как выяснилось, родом именно отсюда. Прямо во время форума глава региона заявил, что принято решение о создании в Челябинской области кинокомиссии, которая будет заниматься рибейтом (возмещением из бюджета части затрат, которые производители фильмов понесли во время съемок на территории), чтобы здесь производилась продукция высокого качества. И, конечно, это повысит узнаваемость территории.

Большое значение для ее популяризации имеют и новые продукты. Актер и музыкант Стас Ярушин вспомнил, как ему предложили лимонад "Лапочка". Сегодня этот бренд из Аши знают в каждом столичном фитнес-центре, а объемы продаж вышли на третье место в стране.

- Мы очень рады, что сместили фокус с суровых уральских мужиков на что-то милое и доброе. Поначалу было странно слышать: "Как, вы из Челябинска?" А для нас это вовсе не удивительно: в каждом уральце живут доброта и тепло, - рассуждает основатель бренда Антон Балыклов.

Тиражирование продукта тоже своего рода искусство. Гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук считает, что практически любую локальную идею можно трансформировать в бизнес.

- Мы запустили грантовый конкурс "Культурный код России" для местных производителей. Ездили в Ханты-Мансийск, Иваново, доедем и до Челябинска. И везде видим истории, которые можно развивать, - говорит предпринимательница.

Лучшим проектам она обещает сопровождение. Уже есть инвесторы, готовые вкладываться в небольшие производства.

Место силы

Креативные индустрии - это еще и про людей с высоким интеллектуальным потенциалом и внутренней энергетикой. Организаторы форума вместе с ВЦИОМ подсчитали: 25 процентов россиян до 35 лет хотят переехать в более крупный город. Отток активных, образованных людей негативно сказывается на глубинке, однако творческая среда способна приглушить миграционные устремления - она создает свои точки притяжения. Руководитель общества "Правовая лига" Александр Чумаков назвал это эффектом банки соленых огурцов: если свежий овощ попадает в такую среду, он тоже становится соленым.

- Мы увидели тренд - пусть не поток, но уже появился ручеек тех, кто возвращается в родные места, - развивает мысль руководитель исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин. - Для креатива нужна интенсивная коммуникация, а она лучше обеспечивается в малых городах.

Пример образцовой локации председатель комиссии по культуре Общественной палаты Челябинской области Наталья Заварзина увидела в Сатке. Это особый по энергетике город. Дизайнер Артемий Лебедев в собственном рейтинге населенных пунктов, которые стоит посетить, поставил его на первое место. Сюда приезжают творить модные художники со всего света, с детьми рабочих занимаются профессора консерваторий и знаменитой Строгановки. На сцене местного ДК выступают ведущие оперные певцы и музыканты России и Европы, а городские пейзажи преображают мастера пространственных форм. За мэтрами тянется молодежь: одно из зданий украсили по эскизу юной жительницы Сатки - тем самым ребятам дают понять, что они тоже могут формировать окружающую среду.

- Мы должны изменить самооценку. Челябинская область - процветающая территория, люди, живущие здесь, могут получить образование, все услуги и блага цивилизации, присущие столицам. А креативные индустрии - та самая мягкая сила, которая способствует экспорту наших ценностей, - подвел черту глава региона.