Поделиться

    Российские разработчики рассказали, что мешает импортозамещению ПО

    Выстроить цифровой суверенитет в кратчайшие сроки - задача не из легких, но российские айтишники все увереннее шагают в этом направлении.

    Ассоциация "Отечественный софт" (АРПП) к сегодняшнему дню объединяет 280 компаний, примерно 10-15 процентов из них находятся в УрФО. Однако на самом деле разработчиков гораздо больше. По данным исполнительного директора ассоциации Рената Лапшина, только в Свердловской области имеется 6,5 тысячи ИТ-компаний, по этому показателю регион занимает пятое место в стране.

    - Уход зарубежных вендоров не оказал отрицательного влияния на отрасль, наоборот, благотворно сказался на ее развитии, - отметил спикер.

    Ландшафт изменился

    Если в посткризисном 2009 году бизнес сокращал издержки на ИТ и рынок был вынужден переориентироваться на госзаказчиков, то с 2022 года началось активное импортозамещение и в коммерческом секторе. Санкционное давление отразилось на стоимости "железа" и привело к смене поставщиков, дистрибьютеров. Поменялся во многом и ИТ-ландшафт - выросло значение инструментов информационной безопасности.

    Вместе с тем Наталья Касперская, председатель правления АРПП, назвала тревожной тенденцией попытки дублировать ИТ-продукты (этим в том числе грешат госкорпорации).

    Помимо "коробочных" решений, потребители хотят видеть кастомные продукты, создающиеся по индивидуальному техзаданию

    - Представители других отраслей, к сожалению, имеют иллюзию, что если они напишут программу, то на правах софтверного вендора смогут ее продавать. Не всегда получается, при этом оттягивает кадры с рынка. Одних только программ для видео-конференц-связи у нас уже 18 штук, порядка 36 операционных систем входят в реестр. Создание индустриальных центров компетенций предполагало, что заказчики из реального сектора экономики будут обращаться к отечественным разработчикам, что случается не всегда, - прокомментировала текущую ситуацию эксперт.

    Другая тревожная тенденция связана с высокой долей заимствованных ИТ-решений, что объясняется расхождением ожиданий заказчиков и возможностей вендоров. Специалисты уверены: чтобы изменить ситуацию, нужна более четкая координация между государством и разработчиками, а также системная постановка задач на создание программ, которые не появятся обычным рыночным способом. Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух назвал основным барьером для массового перехода на отечественный софт его высокую стоимость при отсутствии целевых субсидий и инфраструктуры для тестирования. Доля российского ПО остается небольшой там, где ему не хватает функциональности.

    Стабильная версия

    По данным минцифры, объем реализации ИТ-продуктов собственного производства и услуг в России с 2019-го по 2023 год увеличился в 2,5 раза, до 3,1 триллиона рублей. В среднем показатель рос на 26 процентов в год.

    Сегодня многие промышленные заказчики стремятся с помощью "цифры" повысить эффективность использования сырья, энергии, трудовых ресурсов и оборудования. Но мгновенного результата тут не получить: как рассказал директор по цифровым решениям "СофтМедиаЛаб" Илья Константинов, на создание новой MES-платформы для оперативного планирования и управления производством требуется 1,5-2 года труда целой команды. Далее следует пилотирование и обкатка на 3-5 клиентах в течение 2-3 лет. Только после этого можно говорить о проверенной на практике стабильной версии.

    Также востребованы решения, направленные на совершенствование логистики, особенно остро такой вызов стоит перед предприятиями, выполняющими гособоронзаказ. Третье направление, актуальность которого не зависит от масштаба бизнеса, - информационная безопасность. Многие разработчики стараются обеспечить совместимость операционных систем, резервное копирование и восстановление данных в случае каких-либо сбоев. Также в ближайшие годы сохранится тренд на внедрение видеоаналитики для контроля качества продукции и соблюдения техники безопасности, а искусственный интеллект все чаще будет брать на себя рутинные операции, освобождая человека.

    Оффер вышлет робот

    К примеру, челябинский офис "Первый Бит" автоматизировал работу расчетного отдела и HR. Вместо человека резюме отбирает программный робот. Он сортирует подходящие кандидатуры и переносит данные в таблицу, чтобы специалист отдела кадров назначил собеседование. Умный помощник сокращает время скрининга на 25-30 процентов или на два часа в день. В расчетном отделе готовятся акты выполненных работ и другие универсальные передаточные документы. Сотрудник переносит сканы в отдельную папку в компьютере - программа сама распознает в файлах название компании-клиента и добавляет сведения в систему. Остается только проверить результаты, распечатать и передать в архив. Экономия времени - от полутора до трех часов в день.

    - Роботу можно задать любые критерии поиска: образование, зарплатные ожидания, опыт. Логика выполнения этого процесса простая и постоянная, поэтому машина корректно обрабатывает 99 процентов заявок, - раскрыл детали Марк Александрович, представитель PIX Robotics.

    По его словам, программные решения в кадровой сфере очень распространены: их используют при хронометраже рабочей нагрузки, формировании и проверке документов, для контроля перечисления зарплаты, а также в онбординге (адаптации новичка. - Прим. ред.) и обучении персонала. В частности, в крупной ретейл-сети, которая имеет магазины по всей стране, роботизировали более 30 бизнес-процессов: машины занимаются скринингом резюме, оформляют оффер (предложение кандидату), справки и документы для трудоустройства и увольнения.

    Умный учет

    "СофтМедиаЛаб" на протяжении нескольких лет внедряет системы класса MES в черной металлургии и горнодобывающий промышленности. Они охватывают учет, диспетчеризацию, расчет материальных балансов, управление внутренней логистикой. Одна из разработок, к примеру, выполнена по заказу производителя стали - ему автоматизировали процесс аттестации продукции.

    - В течение суток металл непрерывно льется для десятков заказчиков, у каждого - свои требования по химсоставу, физико-механическим свойствам проката, геометрическим параметрам, включая допуски по толщине, ширине, плоскостности. До внедрения системы нормативная документация, включая технологические карты и производственный план, велась на бумаге. Для оценки соответствия продукции вручную сравнивались данные из разных систем с бумажными стандартами на всех точках контроля. Предприятие регулярно фиксировало ошибки - клиенты выставляли рекламации, - пояснил цель внедрения Илья Константинов.

    Помимо "коробочных" решений, которые замещают базовый функционал в определенной отрасли, многие потребители нацелены на кастомные продукты, создающиеся по индивидуальному техзаданию. К примеру, для энергосбытовой компании, работающей на территории Курганской, Тюменской, Оренбургской областей, ХМАО и ЯНАО, айтишники придумали решение, которое позволяет дистанционно управлять 1,5 миллиона счетчиков, а также увязывает друг с другом сервисы, отвечающие за бизнес-процессы. В том числе к системе подключен веб-сервис, умеющий удаленно снимать показания и обрабатывать их. Кроме того, он обнаруживает вмешательство клиентов в работу приборов учета и прочие внештатные ситуации, составляет заявки на ремонт.

    Поделиться