издается с 1879Купить журнал

В апреле 1914-го страну накрыло наводнениями

30 апреля 2024

110 лет назад произошло единственное зафиксированное в истории Санкт-Петербурга апрельское наводнение. 30 апреля 1914 года вода у Горного института поднялась до отметки 209 сантиметров выше нуля Кронштадтского футштока.

 Штейнберг Я. В. Вид Невского проспекта на углу Михайловской улицы с разобранными торцами мостовой.

"Государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Штейнберг Я. В. Вид Невского проспекта на углу Михайловской улицы с разобранными торцами мостовой.

За более чем 300-летнюю историю Санкт‑Петербург пережил более 300 наводнений - практически каждый год полноводная Нева преподносила жителям Северной Венеции неприятные сюрпризы. Однако весна считалась безопасным сезоном - 70 процентов катаклизмов приходилось на осенние месяцы. Так, самое разрушительное и наводнение 1824 года, легшее в основу поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник", когда Нева буквально повернулась вспять, произошло в ноябре. Второе по силе и высоте уровня воды наводнение 1924 года затопило город в сентябре. В Санкт-Петербурге наводнением считается подъём уровня воды выше значения в 160 см, а в 1824-м и 1924-м годах уровень воды поднялся на 421 и 380 см соответственно.

Оборот фотографии "Вид Невского проспекта на углу Михайловской улицы с разобранными торцами мостовой." Фото: "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
  • Несмотря на расцвет фотографии, редакции не удалось найти ни одного снимка апрельского наводнения в Санкт-Петербурге. Фотография Якова Штейнберга, иллюстрирующая ремонт мостовой на Невском проспекте - самая близкая по времени дата на обороте - 8 мая 1914 года. Связан ли ремонт мостовой на Невском проспекте с недавним наводнением, или это было плановое мероприятие - выяснить пока не удалось.

Неожиданный потоп произошел в апреле 1914-го и в древней столице, однако здесь сыграл свою роль человеческий фактор. По сообщению московской газеты "Русское слово", затяжной дождь привел к затоплению низменных мест в Лефортове: "Неожиданное наводнение вызвано дождем, шедшим в течение всего дня в понедельник. Естественный сток дождевых вод в реку Яузу был прегражден земляными работами, производящимися в настоящее время вблизи линии Московско-Казанской железной дороги, позади владений, выходящих на Семеновскую улицу. В результат дождевые воды скопились на Б. Семеновской улице. Вода затопила дворы. Проникла в подвалы. […] После того, как спешно разобрали заслон, сооруженный Московско-Казанской железной дорогой, вода ушла в Яузу. Из затопленных помещений воду выкачивали пожарные. В настоящее время выясняется размер убытков. Отвечать за убытки придется Московско-Казанской железной дороге"1.

Но если столичные жители обошлись легким испугом, то в отдаленных губерниях в апреле 1914 года вода наделала много бед. Накануне Первой мировой войны страна понесла серьезные убытки от разлива рек.

1 мая 1914 года московская газета "Раннее утро" сообщала: "Запрошенный министерством внутренних дел тобольский губернатор телеграфирует о небывалом разливе р. Тобола и его притоков. Затоплены низменные части Ялуторовска и Кургана и некоторые селения прибрежных волостей. Слухи о человеческих жертвах и массовой гибели скота пока не подтверждаются. В Курганском уезде предварительная помощь организована комитетом "Красного Креста". В затопленные места командирован непременный член губернского правления. 30 апреля туда выезжает губернатор".

В Екатеринбурге "разливом Исети затоплены железнодорожные мастерские, разрушены водоспуски и плотины, размыта каменная набережная."

В Уфе "от разлива притока Велой Сима пострадали жители Миньянского завода и близлежащего железнодорожного поселка. В Стерлитамаке рекой Белой затоплены пристани, лесопилки и мельницы. В Починке и Дубовском, Уфимского уезда, уцелели три дома, остальные снесены". В Красноуфимске "разливом Уфы залиты низменная часть города и весь промышленный квартал". "В Соликамске небывалым разливом реки Усольки затоплена нижняя часть города. Снесены мосты, размыты дороги"2.

Согласно архивным материалам Перми, в апреле 1914-го "Вода в Каме поднялась на 16 аршин (11 м 38 см), превысив максимум памятного 1902 года на 2 четверти (36 см), давно небывалый разлив воды оказался в настоящем году по всем уездам нашей губернии. Выступили из берегов не только большие и средние реки, но и маленькие речонки"3.

Разгул стихии продолжался до конца апреля. К счастью, несмотря на циркулировавшие в империи слухи, человеческих жертв удалось избежать, однако ущерб одному только Прикамью был оценен в не менее чем 325 тысяч рублей4.

  • 1. Русское слово. 01 апреля (19 марта) 1914 года
  • 2. Раннее утро. 14 (01) мая 1914 года
  • 3. Федеральный вестник Прикамья. 2006. № 5. С.44-45.
  • 4. Там же С. 45.