27.04.2024 14:40

Век спустя ученые разгадали тайну "проклятия" фараона Тутанхамона

"Проклятием фараона" - понятие, неразрывно связанное с гробницей Тутанхамона, обнаруженной в 1922 году в Египте. Дело в том, что после ее открытия один за другим стали умирать люди, первыми вошедшие в нее.
    Говард Картер у саркофага Тутанхамона, 1922 г.
    Говард Картер у саркофага Тутанхамона, 1922 г. / GettyImages

Теперь, когда прошло более века, ученый Росс Феллоуз утверждает, что разгадал тайну печально известного проклятия.

В научном журнале JSE он написал, что в трагических случаях виноват высокий уровень радиации, накопившийся внутри гробницы с тех пор, как более 3000 лет назад ее запечатали.

Ученый утверждает, что радиация внутри гробницы была настолько высока, что любой, кто входил сюда, рисковал, получить смертельную дозу лучевой болезни и, как результат, заболеть раком. Первым умер лорд Джордж Карнарвон, нашедший гробницу.

Однако радиоактивность характерна не только для гробницы Тутанхамона, отмечает исследователь.

Феллоуз уверяет, что "необычно высокий уровень радиации зафиксирован во многих гробницах Древнего царства". Более того, она распространилась и по Египту. Именно поэтому, пишет ученый, "для населения как современного, так и древнего Египта характерны необычно высокие показатели заболеваемости раком крови и костей, характерных для радиационного облучения".

"Счетчик Гейгера, - утверждает Феллоуз, - обнаруживает радиоактивное излучение по меньшей мере в двух местах Гизы, прилегающих к пирамидам. А радон - радиоактивный газ - обнаружен в нескольких подземных гробницах в Саккаре".

Сообщается, что уровень радиации в древнеегипетских гробницах в 10 раз превышает стандарты безопасности.

Предполагается также, что строители древних гробницы, знали о радиации и предупредили об этом рисунками и надписями на стенах. "Тот, кто войдет в гробницу, умрет от болезни, которую не сможет диагностировать ни один врач", - цитирует Феллоуз одну из надписей.

Говард Картер, вошедший в гробницу Тутанхамона вместе с Карнарвоном, умер в 1939 году после долгой борьбы с лимфомой Ходжкина, которая, как подозревали, была вызвана радиационным отравлением.

Британский египтолог и независимый археолог Артур Вейгалл присутствовал при вскрытии гробницы Тутанхамона. Он умер от рака в возрасте 54 лет в 1934 году.

В общей сложности шесть из 26 человек, присутствовавших при вскрытии гробницы, умерли в течение десятилетия - от инсульта, диабета, сердечной недостаточности, пневмонии, отравления, малярии и воздействия рентгеновских лучей.

Писали также, что во время раскопок гробницы, любимая собака Карнарвона издала леденящий душу вой и упала замертво.

Тутанхамон занял трон фараона Египта примерно в возрасте девяти или десяти лет и правил между 1332 и 1323 годами до нашей эры. Он умер, когда ему исполнилось 18 лет. Медики утверждают, что Тутанхамон страдал от нескольких заболеваний, вызванных тем, что его отец Эхнатон и мать Нефертити были братом и сестрой.