26.04.2024 10:40
    Поделиться

    Российский национальный оркестр завершил абонемент в Московской филармонии

    Заключительный концерт традиционного именного абонемента Российского национального оркестра (РНО) в Зале Чайковского был посвящен музыке двух современников - Сергея Рахманинова и Отторино Респиги. РНО под управлением Александра Рудина представил редко исполняемую сюиту итальянского композитора "Витражи собора", а также его оркестровое переложение рахманиновских этюдов-картин. Также прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, в котором солировал народный артист России Николай Луганский.

    Пианиста и РНО связывают давние творческие отношения, а с Александром Рудиным он не раз выходил на сцену в совместных концертах, в том числе с Musica Viva. В этот раз ожидаемый коннект не случился: на протяжении всего произведения солист и оркестр пытались достичь взаимодействия - акустического и темпового баланса, стройности и общего характера звучания. Луганский подхватывал экспрессивность, заданную с первых тактов Александром Рудиным, но все же оставался в своей отстраненно-лирической манере, которая особенно ощущалась в медленной части. Российский национальный оркестр же ярко проявил романтическую импульсивность, пылкость, заложенные в рахманиновском цикле, но вместе с тем подчеркивал мужественно-сдержанную патетику, строгость, присущие будущему узнаваемому стилю Рахманинова. Весьма показательно и картинно он воплотился в "Этюдах-картинах" ор.39, которые Луганский неоднократно играл на сцене той же филармонии. Респиги переработал их по просьбе дирижера Сергея Кусевицкого, получив одобрение Рахманинова: именно итальянскому композитору пришла идея дать заголовки пьесам ("Море и чайки", "Красная Шапочка и Серый волк", "Ярмарка"). В этом концерте миниатюры - оркестровые переложения - с театральным блеском, иллюстративно исполнил коллектив Александра Рудина.

    "Витражи собора" - монументальный цикл, на который Респиги вдохновили итальянские витражи с изображением событий Нового завета. В четырех "музыкальных впечатлениях" (авторский подзаголовок) объединились григорианские хоралы, полифоническая фактура, позднеромантическая оркестровка, которые РНО подал в эпическом масштабе. Александр Рудин акцентировал внимание на сочных тембрах, переливающихся в партитуре, как цвета на витражных окнах готического собора, выстраивал тонкие динамические переходы, усиливающие сакральность, и словно погружал в созерцание шедевров живописи. Финал сочинения "Святой Григорий Великий" стал настоящей одой музыкальному искусству и григорианским хоралам, названным в честь святого. К мощному "хору" оркестра присоединился величественный орган (солист - Федор Строганов) и ликующие колокола, прославляющие музыку, добро, любовь и красоту.

    Поделиться