26.04.2024 12:18
    Поделиться

    БАМ в лицах, песнях и историях - в Музее современной истории России

    "Стройка века", "символ эпохи", как только не называли процесс строительства Байкало-Амурской магистрали. Эта легендарная железная дорога протянулась на 4287 км по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, дав России выход к Тихому океану. Можно долго говорить о ее протяженности и технологичности, но в Музее современной истории России решили рассказать о самом важном - о людях, ее создавших.
    Дарья Валиахметова/РГ

    Посетитель словно оказывается на XVII съезде ВЛКСМ. Слышится призывной голос Леонида Ильича и речевки вдохновленных комсомольцев. В 1974 году в Кремлевском дворце съездов строительство Байкало-Амурской магистрали было объявлено ударной комсомольской стройкой. Молодежь откликнулась на призыв, и из 15 республик выбрали самых сильных, умных и идейных юношей и девушек, готовых послужить стране. Здесь представлены знамена, агитационные листовки и письма, желающих скорее отправится на БАМ.

    Прямо из Кремлевского дворца 611 юных романтиков и энтузиастов отправились на Ярославский вокзал, чтобы совсем скоро оказаться в суровой тайге. Это было тяжелое испытание холодом, жарой и гнусом, который облаками кружился над смельчаками. В экспозиции представлена маленькая палатка, в которой не распрямишься в полный рост, но именно это простое укрытие стало домом для первых строителей. Главной задачей кураторов выставки было показать "цивилизацию", сложившуюся вокруг строительства магистрали, - со своим особым бытом, удивительной культурой и традициями. На фотографиях из семейных архивов - история взросления целого поколения, которое прошло на фоне одной из самых масштабных строек в истории России.

    Прибыв весной 1974 года в Тайшет, комсомольцы разделились на две группы, одна из которых отправилась в Усть-Кут, а другая- в поселок Тындинский. Из этих точек они должны были строить магистраль по направлению друг другу. До этой встречи оставалось целых 10 лет. Обращает на себя внимание одежда бамовцев, расписанная ими на память о тех удивительных годах. Здесь же макеты мостов, железнодорожных станций и вокзалов, в архитектуре которых угадываются то наличники, то восточные узоры. Это строители из самых разных уголков СССР хотели оставить в Сибири память о своих народах.

    Фото: Дарья Валиахметова/РГ

    Надо сказать, что БАМ не зря был прозван "стройкой молодых", ведь средний возраст бамовца составлял 25 лет. Неудивительно, что только в столице БАМа Тынде за первые шесть лет было зарегистрировано 6 тысяч браков, а уровень рождаемости был одним из самых высоких в СССР. Растущим семьям было тесно в палатках и бараках, поэтому уже через несколько лет в городе выросли многоэтажные дома. Кураторы просят на минутку сесть в кресло в экспозиционном зале, где воссоздали квартиру семьи обычного бамовца тех лет. Каждый предмет здесь - от ковра на стенах, до телевизора с новостями о перевыполнении планов - символы почти свершенной победы.

    Одним из самых удивительных феноменов БАМа стала его культура - поэзия, музыка, песни и даже театральные постановки. Люди укладывали шпалы и вручную трамбовали бетон, а вечером писали стихи, пели бардовские песни и участвовали в репетициях созданного ими народного театра. Кураторы представили на выставке уникальную пленку с кадрами репетиций спектакля "Молодая гвардия", который поставил режиссер Анатолий Бойков. В экспозиции звучат известные песни и стихи, созданные бамовцами, а афиши тех лет напоминают о многочисленных концертах звезд русской эстрады, приезжавших на БАМ.

    Личные вещи, записи, награды и чертежи, представленные в экспозиции, рассказывают историю о том, как за 10 лет удалось создать железнодорожную артерию, которая связала Россию с Тихим Океаном. Построить ее в столь сжатые сроки удалось только благодаря воле и упорству этих смелых и удивительно трудолюбивых людей - героев выставки.

    Поделиться