Одному из величайших хоккеистов СССР Александру Мальцеву исполняется 75 лет

Одному из величайших хоккеистов СССР Александру Мальцеву исполняется 75 лет

18.04.202421:30
Максим Макарычев
Александру Мальцеву, одному из самых великих мастеров в истории хоккея с шайбой, в субботу, 20 апреля, исполняется 75 лет. Он - один из любимейших в нашей стране представителей славной плеяды хоккеистов, творцов выдающихся побед сборной СССР в 1960-1980-е годы. Для этой команды катастрофой было любое место, кроме первого. Но даже в россыпи отечественных хоккейных талантов имя Мальцева стоит особняком. Он был и останется абсолютным рекордсменом: провел 321 матч и забросил 213 шайб в сборной СССР. Больше нет ни у кого. И уже никогда не будет.
На ледовую площадку Александр Мальцев привнес изящество, легкость, красоту. Фото: РИА Новости

Мальцев часто говорит слово "судьба". Оно, пожалуй, главное в его речи. Особенно когда ему рассказывают какую-то очередную грустную историю. Выслушает. Помолчит, выдерживая свою знаменитую, а-ля мхатовскую, мальцевскую паузу. И произнесет тихим голосом: "Судьба". Так говорил его близкий друг покойный сатирик и политик Михаил Евдокимов, которого он часто вспоминает. В жизни ему везло на знакомство с честными и порядочными людьми. На фотографиях в альбоме он в компаниях с многими легендами советской эпохи. Певцы, актеры, политики, музыканты, предприниматели. "С каждым годом только все меньше их становится, уходят в другой мир", - говорит Мальцев. Один из его преданных поклонников, очень богатый человек, когда воры по наводке одного знакомого обнесли его квартиру на Башиловке возле Петровского парка - Мальцев с тех пор не любит туда возвращаться, предлагал ему ключи от трехкомнатной квартиры в престижном столичном районе. Мальцев ответил категорическим отказом. Не я ее заработал. Не мне в ней жить.

Нападающие сборной СССР по хоккею (слева направо): Владимир Викулов (ЦСКА), Александр Мальцев ("Динамо" Москва) и Анатолий Фирсов (ЦСКА). 1969. Фото: Дмитрий Донской/РИА Новости

Судьба, оберегая его, вывела Сашу Мальцева, мальчишку из многодетной семьи из богом забытого, закрытого оборонного города Кирово-Чепецка, в большой хоккей. Обогрела лучами славы. Искупала в них. В 19 лет он стал чемпионом мира. Еще через год - лучшим нападающим следующего чемпионата. Об этом, по сути, мальчишке с широкой, открытой улыбкой заговорила вся большая страна, а вскоре и весь хоккейный мир. Ненавидит предательство. Не предал родное "Динамо", своего тренера, второго отца Аркадия Ивановича Чернышева, не перешел в могущественный ЦСКА, так и не став чемпионом СССР. Не предал родную страну, когда ему, Валерию Харламову и еще двум игрокам после суперсерии с НХЛ в 1972 году предлагали остаться за океаном. Беседовали с ним заокеанские хоккейные искусители три часа, сулили миллионы и сладкую жизнь. Не сломался. Не поддался на соблазны. Верность, благородство, благодарность, преданность в противовес предательству для него выше всего золота мира. "Я без всякого кокетства сейчас скажу, что играли мы не для себя, а для людей, которые заполняли трибуны, которые любили нас, переживали и поддерживали. Мы это чувствовали. Как можно было их бросить? Кем бы я после этого был?" - сказал он несколько лет назад. Когда вся сборная СССР разъезжалась по курортам во время отпуска, Мальцев, захватив клюшки, с ударным комсомольским десантом колесил по стране. Концерты тогдашних звезд эстрады, выступления известных людей в самых отдаленных городах. На БАМе, в Экибастузе, на комсомольских стройках. И как только освобождался, сразу к телефону. Звонил жене Сусанне узнать, как дела, как сын.

Нападающий сборной СССР по хоккею Александр Мальцев. 1969 год. Фото: Дмитрий Донской/РИА Новости
Судьба не осыпала его миллионами, как он говорит, "денежных знаков". Зато подарила искреннюю любовь миллионов людей

Судьба не осыпала его миллионами, как он говорит, "денежных знаков". Зато подарила искреннюю любовь миллионов людей. Не просто фанатов и бывалых болельщиков. А тех, кто "шел на Мальцева" на простенький стадиончик с деревянными скамейками, как простые работяги в его родном Кирово-Чепецке после трудовой смены, чтобы посмотреть, что "опять придумает Сашка". Или искушенной столичной спортивной публики в старых добрых "Лужниках". Я долго пытался понять, что все же выделяло Мальцева из большого количества таких, как он, хоккейных талантов на Руси, крутивших такие же непредсказуемые финты, бросавших "неуловимые" шайбы в самые "паутины" ворот. Потом вдруг озарило: Мальцев, как и его друг Харламов, делал эти вещи с легкой улыбкой. И когда обводил, и когда забивал, и даже тогда, когда его нещадно сбивали на льду. А делать великие по сложности вещи с улыбкой на лице - это удел гениев.

Шутил он с детства. За что его прозвали Шутя. Подложил гирю в пионерлагере вместо мяча под кровать сверстнику, тоже чепецкому пареньку Володе Крикунову. Долго болела нога у будущего маститого тренера Владимира Васильевича Крикунова, когда, встав с кровати, он по привычке решил пнуть обычно лежавший возле нее мячик. А Мальцев тогда похлопал будущего тренера московского "Динамо" и сборной России, сказав: "Володя не расслабляйся!" Сейчас их двоих можно видеть на играх в ложе "ВТБ-Арена". Грустен их взгляд смотрящих современных хоккей. Телекамера во время матчей постоянно выхватывает одиноко сидящего в ложе Мальцева с грустными глазами. "Все не так, ребята" - как пел их с Харламовым добрый приятель Владимир Семенович Высоцкий.

С Харламовым в редкие минуты отдыха они, до свадеб, холостяками, зажигали так, что в Москве "поднимался ветер". Легенды, в относительно молодом возрасте уже овеянные легендами. Первые модники Москвы. Ванна, после победного чемпионата мира 1973-го, заполненная 284 бутылками шампанского, или, как они называли его, "пшиком". Лучшие коллекции пластинок в столице. Мальцев предпочитал итальянцев. Некоторые спортсмены везли из загранпоездок вещи на продажу. Мальцев с Харламовым пластинки для себя и сувениры для родных и близких. Однажды я спросил его: "Откуда взялось это ваше знаменитое выражение - 56 капель?" Мальцев, как обычно, взял паузу секунд на пять. Помолчал. Посмотрел в глаза. Произнес: "Челентано". Каждый такой мальцевский простой ответ полон загадок. С чего вдруг Челентано и хоккей с шайбой? Какая связь? Затем следует короткий рассказ. И трудно понять, где тут быль, а где - легенда. В 1973 году сборная СССР проводила товарищеские матчи в Италии. В Милане за столик к Мальцеву, Харламову, Валерию Васильеву, узнав в них советских спортсменов, подсел тогда только начинавший свой звездный путь Адриано Челентано. Общались через переводчика. Певец и актер, засмеявшись, предложил им выпить по 56 граммов граппы. С тех пор и повелось. 56 капель.

Александр Мальцев с женой Сусанной. 1974 год. Фото: Дмитрий Донской/РИА Новости

В выходной, после окончания чемпионата, собравшись тесной компанией - армейцы, динамовцы, спартаковцы, - совершали они свой знаменитый "поход на 56 капель" по улице Горького, нынешней Тверской. Начинали со знаменитого "Якоря" у "Белорусской" и шли вниз, до Красной площади, угощая друг друга шампанским в разных заведениях. Но такие "посиделки" случались крайне редко. Хоккеисты той поры 11 месяцев в году проводили на сборах. Они отдыхали, но они и играли. "А кто сомневается, пусть сам посмотрит на табло", - как-то сказал сам Мальцев. Девять титулов чемпиона мира, два олимпийских золота...

Матч между сборными командами СССР и Канады. Момент игры у ворот сборной команды Канады. Справа – нападающий сборной команды СССР, заслуженный мастер спорта СССР Александр Мальцев (№10). 1983 год. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

Апрель 2019 года. Мальцеву 70 лет. И он неожиданно принимает предложение издательства "Молодой гвардии" вместе с Татьяной Харламовой полететь в Ростов-на-Дону для участия в "Библионочи" и представления книг о нем и Валерии Борисовиче Харламове. Казалось бы, юбилей. В Москве ждут сотни поздравлений, стол, а он летит на Дон, туда, где двумя годами ранее в древней донской столице Старочеркасской он прошел обряд посвящения в казаки с вручением белой папахи и шашки. Едет в город с ярко выраженным мужским началом, который тронул его душу, где его не отпускали и не отпускают после встреч и готовы носить на руках. В зале Донской публичной библиотеки, где проходит встреча с завороженной публикой, стоит такая тишина, что рубленые фразы Мальцева, сказанные его тихим и очень спокойным голосом, звучат как выстрел. На мальцевский телефон, застывший без звука, приходят десятки, если не сотни звонков и сообщений. Мальцеву нелегко. Не до шуток. Вспоминает о Валере, о том, что не соблазнились многомиллионными контрактами и не предали Родину, что играли ради простых и верных болельщиков, которые сейчас здесь, в этом зале, о том, как святы для него честь и совесть. Овация, к нему на трибуну спешат десятки людей. А он медленно вычерчивает свою длинную роспись. На футболках, на старых программках и брошюрах тех времен, когда он блистал на льду, на страничках книги о нем. Автограф-сессия длится уже двадцать минут, полчаса, час. Пора уходить. Люди все идут и идут. Наконец, Мальцев встает и спускается со сцены в актовом зале. Звучат аплодисменты в честь того, воспоминания о котором передаются из поколения в поколение. От Дона до Амура.

Олимпийский чемпион, хоккеист Александр Мальцев с сыном Александром играет в настольный хоккей. 1982 год. Фото: Игорь Уткин/РИА Новости

Судьба, ласкавшая его, часто превращалась в разъяренную злодейку. В 1976-м во время тренировки в "Динамо" получил тяжелую травму позвоночника, приковавшую его к больничной койке. Трудно ходить, спина дает о себе знать до сих пор. 1981 год. Гибель лучшего друга Валерия Харламова, ставшего братом. Конец 2000-х. Внезапный, оттого более трагичный уход из жизни женщины всей жизни. Сусанны. В расцвете сил.

Александр Мальцев перед началом матча чемпионата КХЛ. 2019 год. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Не так давно его вторая супруга Маргарита рассказывала, как Мальцев два года назад чудом выкарабкался из лап смерти. Недели в отделении реанимации клиники доктора Маркуса в Германии. Другой бы не сдюжил. Мальцев с его мощным спортивным сердцем и неистребимой силой духа поднялся. Потребовались долгие месяцы реабилитации. Честь, хвала, искренняя благодарность немецким и российским врачам, которые выходили, вытащили, уберегли народного любимца. "Судьба", - опять произносит он.

Для сборной СССР, в которой 16 лет играл Мальцев, катастрофой было любое место, кроме первого. Фото: РИА Новости

Сегодня он два раза в день выходит на прогулку в своем чудном поселке в Подмосковье, где под ногами шуршат иголки от еловых лап. Гуляет и с забавным псом Тузиком, которого немощным, дрожащим щеночком подбросили к воротам его дома. С Маргаритой вынянчили этот жалкий с виду комочек. Щеночек превратился в огромного, ласкового барбоса, который скулит, когда хозяина нет дома. Мальцев не пропускает ни одного матча родной команды на хоккейной "ВТБ-арене" в Петровском парке. Преданные болельщики все так же, как и десятилетия назад, скандируют: "Только Мальцев! Только "Динамо"!" Он такой же простой и настоящий, как тот 17-летний мальчишка из Кирово-Чепецка, в конце 1960-х приехавший покорять хоккейные вершины. Изумивший Москву, Советский Союз и весь мир. Все то же море обаяния, все те же шутки после его фирменной мальцевской паузы. "Если человек думает о возрасте, он начинает стареть. Нужно жить здесь и сейчас. Дал Бог день - радуйся и благодари. Никто не знает, сколько на роду написано", - сказал он пять лет назад. Эти слова повторит и сейчас. Жизнь и судьба продолжаются.