16.04.2024 12:36
    Поделиться

    Мобильные аптеки проходят испытания в трех регионах страны

    Три региона страны приняли участие в пилотном проекте по реализации лекарств через передвижные аптечные пункты. Ими стали Республика Хакасия, Красноярский и Краснодарский край. Насколько проект может быть востребован в СЗФО, корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов.

    Сегодня в России насчитывается более 70 тысяч аптечных точек, однако все они распределены по стране неравномерно. Для жителей мегаполисов покупка медикаментов совершается в один клик, а в заброшенных деревнях, где содержание аптек просто нерентабельно, превращается в квест. По статистике, 14 процентов из общего числа аптек страны - в малонаселенных пунктах, при этом в труднодоступных районах живут восемь миллионов человек - больше, чем в Санкт-Петербурге.

    Как справиться с этим вызовом, думают давно: например, обсуждались проекты доставки лекарств дронами - пока для этого была возможность, напоминает Татьяна Ходанович, генеральный директор сервиса для фармацевтов и провизоров Pharmedu. Поэтому есть вероятность, что мобильные пункты смогут хотя бы частично закрыть потребность в лекарствах в удаленных уголках регионов страны.

    Но и не только - передвижные пункты при умелой организации могут содействовать профилактике и раннему выявлению заболеваний, так как, помимо продажи лекарств, мобильные аптеки могут проводить простые диагностические процедуры и консультации, рассуждает Вадим Петров, директор института СТЭИ.

    Главный же вопрос, который задают эксперты, - могут ли аптеки стать доходным бизнесом или они так и останутся социальным проектом? Первое, что нужно сделать, это обеспечить бесперебойную логистику, а также набрать и подготовить персонал, соблюдающий все медицинские стандарты и нормы, напоминает Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ. Однако легко сказать - сложнее сделать.

    - На кого ляжет обслуживание автотранспорта, содержание минимум одного водителя и минимум одного провизора? Тогда, может быть, проще собрать контейнер по предзаказу да сбросить в центр села с вертолета? Или так еще дороже? - задает вопросы адвокат Олег Матюнин.

    Как выясняется, практика продажи и распространения аптечных товаров сегодня сложна и имеет много нерешенных проблем.

    - Наша компания поставляет лекарственные препараты во все федеральные округа страны. Бывает непросто доставить необходимые лекарства даже до областного склада. Передвижные пункты продажи лекарств, безусловно, верное решение вопроса доступности лекарств, и такой формат будет эффективен, но при условии соблюдения всех действующих требований к перевозке лекарств, в первую очередь - так называемой холодовой цепи, - поясняет Сергей Иссерс, генеральный директор компании "Русбиофарм".

    По статистике, 14 процентов из общего числа аптек страны — в малонаселенных пунктах, при этом в труднодоступных районах живут восемь миллионов человек — больше, чем в Петербурге

    Найти минимальные экономические обоснования для содержания мобильных аптек может новый подход к их организации. Например, необходимо создать интернет-сервис предварительных заказов на лекарства, также оставив возможность заказа и по телефону. Тогда доставка лекарств в удаленные места будет более адресной, дифференцированной, полезной. Потребитель закажет то, что ему нужно, и получит лекарство "по расписанию" передвижного аптечного пункта, предлагает журналист Андрей Кашкаров. По мнению эксперта, в каждом регионе страны есть специальная программа развития ФАПов и медицинских услуг. Чтобы она действовала еще более реально, необходимо ввести в нее сегмент фармации на постоянной основе.

    Межрайонные больницы уже обеспечены легковыми автомобилями в достаточном количестве. Поэтому финансовое обеспечение логистики, регламента автомобиля и работы водителя уже заложено и осуществляется. По той же аналогии на машинах, снабженных мобильным банковским терминалом для оплаты, может следовать работник фармации (провизор, аптекарь), и таким образом можно осуществить экономию средств (если она кого-то беспокоит), чтобы не создавать отдельного проекта "аптечного автомобиля", резюмирует Кашкаров.

    Поделиться