Суть таких боеприпасов заключается в дистанционно управляемой активации взрывателей непосредственно в момент их сближения с воздушными или наземными целями на дистанцию 10-20 метров.
"Дальность до целей может измеряться как лазерными дальномерами в случае применения таких снарядов из пушек 2А42, установленных на "Терминаторы", или из пушек 2А72 БМП-3М, так и с помощью радиолокационных станций наведения при использовании таких снарядов в боекомплекте "Панцирь-С1", - отмечает "Военная хроника".
В чем особенность новой технологии и ее отличие от радиовзрывателя?
Радиовзрыватель сам, представляя собой радиолокатор и радиопередатчик, при приеме отраженного от цели сигнала (радиоволны) производит подрыв на необходимом до условной цели расстоянии. В случае же с программируемым подрывом перед выстрелом параметры цели заносятся в боеприпас заранее. Это делается с помощью определенного измерительного оборудования. После чего следуют выстрел и поражение цели.
Работу таких боеприпасов можно рассмотреть на примере западного аналога - программируемых артиллерийских снарядов Oerlikon-Contraves AHEAD. Их используют в зенитно-артиллерийской системе Skyshield 35 mm.
Система AHEAD (англ. Advanced Hit Efficiency and Destruction) представляет собой следующее. В конце канала ствола расположены друг за другом два прибора. Один из них - измеритель скорости снаряда, который передает информацию в компьютер. Тот обрабатывает данные и отправляет их на второй прибор, расположенный чуть дальше. Он задает время, по истечении которого производится подрыв боеприпаса. Подобное новшество применяется на немецкой БМП Puma и в вышеупомянутой системе Skyshield 35 mm.
По доступной информации, наш принцип существенно отличается и не повторяет западную разработку - у нас взрыватель не является программируемым. При занесенных и обработанных параметрах цели в системе управления огнем (СУО) боевая машина посылает команду на подрыв управляющим лазером в оптический фотоприемник, расположенный в хвостовой части боеприпаса.
В чем же тогда отличие?
Во-первых, система AHEAD программирует снаряд заранее, например, заносит время до цели с дальнейшей командой на взрыв, что делает невозможным изменить параметры после выстрела. У нас же команду на подрыв боеприпаса дает сама система, а не боеприпас. Таким образом, система управлением снарядом становится более гибкой при изменяющихся условиях стрельбы. И, что не менее важно, позволяет оптимизировать расход боеприпасов.
Во-вторых, внедрение в войска нашей системы обойдется в разы дешевле и проще, чем образец, представленный компанией Oerlikon. В их случае необходимо переделывать конструкцию орудия, тракт боепитания и систему управления. У нас же понадобится только оснастить боевую машину необходимым оборудованием.
Чем эффективен данный вид боеприпаса?
Он существенно облегчает борьбу с низколетящими и малоразмерными целями. Список поражаемых целей расширится - от летательных аппаратов и крылатых ракет до гражданских FPV-дронов. Последнее является крайне полезным нововведением в условиях проведения специальной военной операции, где любой квадрокоптер представляет собой угрозу целому подразделению.
Стоит отметить, что разработка таких боеприпасов во многих странах мира является приоритетным направлением в развитии боевой техники сухопутных войск.