По мнению вахтовика Бориса Токова, до сих пор приезжающие на остров рабочие испытывают сложности с передвижением на личном транспорте.
- Несколько лет назад я купил машину во Владивостоке. За доставку ее на остров заплатил кругленькую сумму. По окончании вахты мне удобнее возвращаться домой на своей машине, и я снова плачу за это. Так часть заработанных денег уходит на переправу. Если построят мост, это было бы здорово!
Президент союза "Торгово-промышленная палата Сахалинской области" Галина Дзюба считает, что связующий с материком мост для региона имеет не только экономическое, но и социальное значение. Это напрямую скажется на качестве жизни островитян.
- Такие проекты способствуют созданию новых рабочих мест и, соответственно, дадут новый импульс для развития малого и среднего предпринимательства, - рассказала Галина Дзюба.
- Транспортное сообщение с материком и в целом логистика - одна из самых актуальных проблем не только для действующих предпринимателей, но и для будущих инвесторов, да и для всех наших земляков, так как это отразится на себестоимости производства на островах и на цене завозимой продукции, - комментирует бизнес-омбудсмена Сахалинской области Андрей Коваленко.
По ожиданиям сахалинской предпенсионерки Анастасии Казанцевой, когда построят мост, сразу снизятся цены на продукты и прочие товары, в том числе строительные материалы. "Вы видели цены в магазинах? Сейчас у нас как? Чуть непогода, так паромное сообщение останавливается".
Строительство перехода через пролив Невельского обсуждается не первый год. Над техническим заданием трудились проектные институты от Хабаровска до Москвы. Рассматривалось два варианта перехода - мост и тоннель. Мнения специалистов разошлись. Одни утверждали, что мосты для нас строить привычнее, чем тоннели, и быстрее. Другие склонялись к тоннелю, так как это дешевле. В условиях сейсмичности тоннели в отличие от мостов меньше подвержены разрушению, так как они деформируются вместе с грунтом. Из двух вариантов перехода - мост и тоннель - наработок по первому оказалось больше.
- В будущем мы рассчитываем, что у нас появится мост. В области начала развиваться промышленность, появляется дополнительная грузовая база, - подчеркнул губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Важный фактор, который сыграл в пользу этого решения, - переход островной железной дороги на общероссийский стандарт. Напомним, ширина колеи на острове была японской - 1067 миллиметров, пять лет назад завершилась перешивка на современные 1520 миллиметров. Таким образом, Сахалинская железная дорога может быть включена в общую российскую сеть. Дело за малым - построить мост на остров и проложить железнодорожную линию протяженностью 580 километров, чтобы связать станцию Селихин на БАМе и Ныш на Сахалинской магистрали.
- Без подхода от станции Селихин до мыса Лазарев мост не построить, - подчеркнул губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. - Это даст новый импульс развитию и Хабаровского края, и Сахалинской области, и других регионов.
В РЖД строительство линии Селихин - Ныш увязывают с проектом развития Восточного полигона сети железных дорог.
По предварительным подсчетам, на возведение моста потребуется 300 миллиардов рублей. В 2022 году нашелся потенциальный инвестор, который изъявил желание стать концессионером и вложить в мост на Сахалин эту сумму. На строительство подходов к мостовому переходу уйдет примерно столько же средств.