Сухой Лог: взгляд в будущее

Студентам-горнякам представили проект разработки богатейшего золоторудного месторождения
На прошлой неделе в Иркутском научно-исследовательском техническом университете состоялась Международная научно-практическая конференция "Леоновские чтения". Она прошла в память об экс-ректоре вуза, известном ученом, специалисте в области обогащения полезных ископаемых Сергее Леонове.
Дмитрий Москвитин: "Мы прекрасно осознаем необходимость инноваций".
Дмитрий Москвитин: "Мы прекрасно осознаем необходимость инноваций". / Пресс-служба ПАО "Полюс"

По традиции чтения посвящены обмену опытом и практиками в недропользовании и смежных направлениях, расширению сотрудничества между предприятиями, наукой и университетами. В этом году конференцию открыла компания "Полюс", представив проект разработки золоторудного месторождения Сухой Лог.

Его, напомним, открыли еще в 1961 году. Разработка была намечена на 80-е годы прошлого века, однако все, что удалось сделать тогда, - построить ЛЭП и грунтовую дорогу до станции Таксимо. Так что компании "Полюс", получившей в 2017 году лицензию на месторождение, пришлось начинать практически с нуля: проводить оценку минеральных ресурсов, ставить на баланс выявленные и предполагаемые запасы драгоценного металла, развивать вспомогательную инфраструктуру. Согласно последней оценке, доказанные и вероятные запасы золота на Сухом Логе - это 40 миллионов унций, или более 1200 тонн золота (при среднем содержании металла в руде - 2,3 грамма на тонну), ресурсы - 67 миллионов унций, или более 2000 тонн золота (при содержании в руде - 1,9 грамма на тонну).

- Во всем мире с ним могут сравниться только два месторождения: Невада в США (примерно 48 миллионов унций, или почти 1500 тонн) и Олимпиада в Красноярском крае (23 миллиона унций, или более 715 тонн драгметалла). Если сложить весь объем горной массы, которую предстоит выработать в процессе добычи на Сухом Логе, в куб, то получим фигуру с длиной ребра в один километр. Это больше самого высокого здания мира - небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, высота которого 828 метров. В этом объеме содержится примерно 70 кубометров золота, - рассказал Дмитрий Москвитин, главный горняк "Полюс Сухого Лога".

В 2020 году специалисты компании определили ключевые параметры проекта: технологическую схему и мощность, дизайн карьера, горный план, ключевое горное и перерабатывающее оборудование, инфраструктуру. А в начале этого года на Сухом Логе началась опытно-промышленная разработка карьера. Полученная руда будет перерабатываться на действующей золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ) Вернинского ГОКа, которая расположена относительно недалеко - в 17 километрах. Эта близость месторождения к другим активам "Полюса" дает возможность для совместного использования существующей инфраструктуры.

Первую очередь ЗИФ Сухого Лога мощностью переработки 10 миллионов тонн руды в год компания планирует ввести в эксплуатацию в 2028 году. К 2030 му, после ввода второй очереди, мощность ЗИФ вырастет до 30 миллионов тонн. Сейчас специалисты "Полюса" формируют генеральный план и продумывают инфраструктуру. Параллельно строятся дороги, подстанции, ЛЭП. Кроме того, компания планирует в этом году начать обустраивать полигоны и вахтовые городки.

- Площадь будущего ГОКа - почти 12,8 тысячи гектаров. Для сравнения: если эту территорию проецировать на Красноярск или Иркутск, она займет больше половины площади каждого из городов, - наглядно пояснил масштаб предстоящих работ Дмитрий Москвитин.

Специалисты "Полюса" уже подсчитали, что для работы на карьере понадобится 24 бульдозера разной мощности и 12 экскаваторов с объемом ковша 35 кубометров (WK 35). Эта техника способна вынимать более миллиона кубометров горной массы в месяц. Для перевозки руды планируется приобрести 108 карьерных самосвалов с грузоподъемностью 240 тонн. Также в карьере будут работать более 20 буровых станков.

Впрочем, в компании рассматривают и альтернативные технические решения. Например, возможность запустить в карьере троллейвозы - гигантские карьерные самосвалы с гибридным двигателем. В обычном режиме передвижения основным является двигатель внутреннего сгорания, который приводит в действие генератор, вырабатывающий электроэнергию для работы мотор-колес. А во время движения по основной дороге в карьере необходимую энергию самосвал может получать от высоковольтной троллейной линии, словно троллейбус или локомотив. У троллейвозов выше скорость подъема, а значит - выше производительность. Другим вариантом может стать использование двухтопливных самосвалов - на дизеле и на СПГ. Это также позволит значительно снизить расходы на топливо, ведь стоимость газа в среднем в два раза ниже стоимости дизельного топлива. Выбросы парниковых газов тоже будут меньше. Это немаловажный факт, учитывая, что компания "Полюс" активно следует ESG-повестке.

Вместе с тем проект освоения месторождения Сухой Лог становится локомотивом для развития и сопутствующих производств. Например, на Вернинской ЗИФ сейчас ведутся производственные испытания центробежного концентратора, который разработала компания из Шелехова.

- Мы прекрасно осознаем необходимость инноваций. Не случайно в прошлом году в ИрНИТУ стартовала корпоративная программа "Полюса" для студентов пятого курса по направлению "Автоматизация технологических процессов горнотранспортного комплекса". За год мы погружаем студентов в специфику нашего горнотранспортного комплекса, в тему автоматизации с тем, чтобы они приходили на наши предприятия максимально подготовленными, - отметил главный горняк компании "Полюс Сухой Лог". •