Эксперты: России важно актуализировать приоритеты развития Арктики

Борьба за влияние в Арктике будет возрастать, и России необходимо как можно быстрее актуализировать приоритеты развития региона. Нужно пересмотреть планы по реализации крупнейших сырьевых проектов в Арктике и скорректировать целевые показатели по загрузке Северного морского пути (СМП). К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании "Яков и Партнеры" по итогам изучения развития арктической зоны РФ за последние два года.
Покупка за границей судов-газовозов арктического класса стала невозможна из-за санкций.
Покупка за границей судов-газовозов арктического класса стала невозможна из-за санкций. / РИА Новости

В зоне риска оказались отечественные проекты по добыче нефти, газа, угля, и производства сжиженного природного газа (СПГ) с общим объемом грузов более 200 млн тонн. Именно они должны были обеспечить загрузку СМП.

"За четыре года, с 2019 по 2023 год, объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% - с 31,5 до 36,5 млн тонн при планах в 80 млн тонн к этому году. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 млн тонн при планах в 43 млн тонн к этому году. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз к текущему году. И так далее. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам", - предупреждает партнер и соавтор отчета Олег Назаров.

В самом конце марта вице-премьер Александр Новак заявил, что в 2024 году поставки по СМП могут вырасти до 40 млн тонн. Это в два раза ниже запланированных 80 млн тонн. Но принят был этот план (Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года) в 2020 году, то есть до начала СВО, глобальных геополитических изменений и массированной атаки санкциями против экономики России со стороны Запада.

По мнению авторов исследования, сейчас существует ряд рисков, которые могут ограничить потенциал развития российской Арктики. Это риск со стороны обеспеченности рынками сбыта, слабая обеспеченность флотом и технологические риски.

Что касается первого, то здесь прямое следствие санкций против нашего сырья. Европа отказалась от нашей нефти и угля, есть другие страны, в первую очередь, Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), куда мы можем их отправлять, но совокупный объем рынков сбыта сократился. Показателен пример с СПГ. Сам СПГ из нашей страны не под санкциями, но гарантировать, что ЕС не примет решения о запрете его импорта, нельзя. На Европу сейчас приходится больше половины поставок российского СПГ.

Перейдем ко второму, к транспорту. Как отмечается в исследовании, несмотря на высокий темп строительства ледоколов, обеспечение крупнотоннажными транспортными судами усиленного ледового класса (танкерами, газовозами, балкерами) представляет острую проблему для всех ключевых арктических проектов.

"К 2035 году нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров - девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028-2029 годов, что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя", - отмечает соавтор отчета и директор аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков.

Из существующих в России верфей производством таких судов может заняться только ССК "Звезда", но ее мощностей не хватит для полного закрытия потребности во флоте, говорится в отчете.

И, наконец, технологические риски связаны с отсутствием необходимого оборудования для реализации проектов в Арктике. В исследовании говорится, что сегодня с применением отечественных технологических решений производится не более 5% российского СПГ. При этом российское оборудование пока работает нестабильно, а западное не поставляется из-за санкций, поэтому приходится искать подходящие решения на китайском рынке.

На новые проекты СПГ должно было прийтись от 68 до 98 млн тонн грузопотока по СМП к 2035 году. Сейчас из них запущена только первая линия завода "Арктик СПГ-2" мощностью производства 6,6 млн тонн. Как сказано в исследовании, реализация прочих СПГ-проектов НОВАТЭКа (суммарно только они могут дать до 68 млн тонн загрузки СМП - "РГ") отложена на неопределенный срок. Кроме того, из-за отсутствия американского оборудования в начале 2023 году был приостановлен Сырадасайский угольный проект. Это еще 12 млн тонн, запланированных к 2030 году.

Российские инвестиции в Арктику в два раза превосходят вложения ближайшего конкурента - Норвегии

Нет пока и ясности по срокам запуска крупнейшего нефтяного проекта "Восток Ойл" "Роснефти". Совокупные запасы легкой малосернистой нефти на Таймыре составляют 5 млрд тонн, и уже к 2030 году добыча здесь должна достигнуть 100 млн тонн в год. От того, насколько успешно компании удастся справиться с поставленными задачами, будет зависеть еще один амбициозный проект на ресурсной базе "Восток Ойла" - "Таймыр СПГ". Завод по сжижению газа мощностью 35-50 млн тонн в год будет располагаться в "Бухте Север" в Красноярском крае. Заявленный размер инвестиций составляет 12 трлн руб., а запуск ожидается в 2030-2035 году и будет зависеть от скорости реализации проекта "Восток Ойл", считают авторы исследования. По плану уже в 2030 году "Восток Ойл" должен провести по СМП - 80 млн тонн нефти, а в 2035 - 100 млн тонн. "Таймыр СПГ" может дать СМП еще 30 млн тонн сжиженного газа к 2035 году.

Отклонения от графика и задержки в реализациях таких масштабных проектах не что-то удивительное. Но авторы отчета объясняют, почему России необходимо спешить и актуализировать свои арктические планы.

Анализ стратегий ведущих государств выявил растущий интерес к Арктике по всему миру, при этом участие России в ключевых органах и площадках международного взаимодействия по вопросам развития региона оказалось ограничено, что формирует новые риски для страны, говорится в исследовании.

Российские инвестиции в Арктику (187 млрд долларов) в два раза превосходят планируемые инвестиции ближайшего конкурента - Норвегии (97 млрд долларов). Но с учетом растущего интереса со стороны США, которые в декабре 2023 года опубликовали новую, расширенную карту континентального шельфа, ожидается, что и другие страны последуют их примеру и начнут пересматривать свои приоритеты.

По разным оценкам, на арктические районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 60% запасов углеводородов, или порядка 250 млрд баррелей нефтяного эквивалента (BOE), и 35% (более 9,5 млрд тонн) твердых полезных ископаемых, которые находятся в Арктике.

По мнению авторов отчета, сейчас России критически важно рассмотреть возможность опережающего развития отечественного судостроения, особенно создания транспортного флота арктического класса для обеспечения перевозок по СМП. Нужны дополнительные усилия по разработке и внедрению отечественных технологий и оборудования для производства СПГ и добычи угля, что позволит уменьшить зависимость от импортных технологий.