28.03.2024 16:39
    Поделиться

    Выставка "Синдром феникса" открылась в музее современного искусства

    Недавно открывшаяся в ММОМА выставка посвящена нетривиальному художнику и архитектору Владимиру Сомову. Он создавал удивительные модернистские строения и приложил руку к созданию инновационного метода конструирования. Это первая персональная выставка автора, созданная из работ, которые он успел передать музею в 2020 году, незадолго до своей смерти.
    Дарья Валиахметова

    Одна из его самых ярких работ- "Синдром феникса", которая дала название выставке, была написана в 1991 году. Уже в начале 2000-х годов в журнале "Здравый смысл" была опубликована репродукция картины и небольшая заметка Сомова. Там он фактически сравнивает себя с мифической птицей, неизбежно сгорающей и всякий раз возрождающейся из пепла. Так происходило и в его жизни, ведь он, несмотря на одиночество и непростой переходный период в стране, увлеченно работал, никогда не останавливаясь в развитии. Он проектировал здания театров в Ногинске, Благовещенске, Мурманске, Великом Новгороде, Париже, Софии и Дамаске, при этом успевая уделять внимание живописи.

    "Мы всеми силами старались создать общую картину его наследия. Это был человек с уникальным видением и широким полетом мысли. Сколько его проектов не было реализовано, а ведь они могли стать яркими изюминками городов и исключительно показательными объектами советского модернизма. Таким образом мы отдаем дань памяти незаслуженно забытому наследию архитектора и художника, всю жизнь горевшего своим делом, подобно его удивительному "Фениксу"", - рассказала куратор Елена Милановская.

    В экспозицию вошли живопись, эскизы для театров и даже проект "Монумента памяти героев международного коммунистического и рабочего движения. Бессмертие", который архитектор представил в виде гигантской звезды со множеством лучей.

    Особенно интересна работа "Город-зло", отправленная Сомовым на международный архитектурный конкурс. Жюри ожидало от участников ярких конструкторских решений по созданию парков, площадей, скульптур и фонтанов, которые могли бы украсить городское пространство. Поэтому крайне неожиданно, что работа Сомова получила премию, ведь на картине нет проекта, улучшающего городскую среду, а продемонстрирован весь ужас и крах системы современных мегаполисов. Однако это картина, близкая по своей сути к сюрреализму, дает надежду, что после хаоса обязательно придет нечто новое и прекрасное.

    Поделиться