26.03.2024 14:57
    Поделиться

    В музее Вологодской области воссоздали рабочий кабинет известного композитора Гаврилина

    В небольшом вологодском городе Кадников, где провел детство известный композитор Валерий Гаврилин (циклы "Русская тетрадь", "Немецкая тетрадь", музыка к балету "Анюта", к фильму "Женитьба Бальзаминова"), после длительного ремонта в середине марта открылся краеведческий музей.

    В просторном зале на втором этаже работники постарались создать атмосферу рабочего кабинета музыканта, чтобы показать посетителям, как творил Валерий Гаврилин, названный коллегами и ценителями музыки еще при жизни гением.

    Из детского дома - в Ленинград

    Валерий Гаврилин (1930-1999 гг.) родился в Вологде, но детство вместе с семьей провел в Кадникове Сокольского района Вологодской области. После гибели отца на войне Валерий Гаврилин переехал с мамой в село Перхурьево Вологодского района. Когда женщину несправедливо осудили за воровство в 1950 году, ребенок попал в вологодский детдом. Он стал заниматься музыкой - пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и учился играть на фортепиано.

    После того как музыкант поступил в местное музучилище, ему рекомендовали поступить в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории, куда он и поступил в 1953 году. Именно поэтому память о композиторе Валерии Гаврилине стараются сохранить там, где он жил, - в музеях Вологды, Кадникова и Вологодского района.

    Интересно, что композитор и при жизни не забывал о Кадникове. Здесь жила его кормилица Александра Боброва, и она переписывалась с Гаврилиными. Сам Валерий Александрович был занят, и письма писала его супруга, а Валерий Александрович делал небольшие приписочки в конце посланий. И когда кормилица ему присылала собственноручно связанные шерстяные носки, он благодарил ее за внимание и за то, какими теплыми они оказались.

    Валерий Александрович вместе с супругой приезжали в Кадников, когда филиала музея еще не было, но уже тогда композитор был внимателен к землякам, подарив библиотеке нотный сборник. Он сейчас представлен в экспозиции музея.

    "Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души", - так говорил Валерий Гаврилин. Фото: РИА Новости

    От ботинок до коробки для записей

    Первая экспозиция в Кадниковском музее, которая была посвящена музыканту, была сделана в 1999 году. Это был всего лишь информационный стенд. Спустя 11 лет ее расширили на средства гранта губернатора Вологодской области - музей приобрел проектор и ноутбук, чтобы показывать школьникам видео концертов, где исполняли музыку Валерия Гаврилина. И вот сейчас оформленный зал музейные работники уже могут назвать воссозданным рабочим кабинетом Валерия Гаврилина.

    Фото: Архив Кадниковского краеведческого музея

    Чтобы добиться точности, по словам директора Сокольского краеведческого музея Марины Давидчук, для которого учреждение в Кадникове является филиалом, сотрудники приезжали к вдове композитора Наталье Евгеньевне Гаврилиной в Санкт-Петербург.

    - С Натальей Евгеньевной нас познакомила первая учительница музыки Валерия Гаврилина Татьяна Дмитриевна Томашевская, которая жила в Вологде. Это было уже после смерти Валерия Гаврилина, и вдова композитора часто приезжала в Кадников, где я тогда работала. Мы постепенно собирали мемориальные предметы композитора, которые спустя годы смогли показать в отдельном пространстве, - говорит Марина Давидчук.

    Первая учительница передала хранителям памяти рукописные сборники нот Валерия Александровича и имеющиеся фотографии, а вдова подарила около 70 различных предметов, связанных с музыкантом. Среди них - личные вещи, нотные сборники, афиши, книги.

    - Большой интерес у посетителей вызывает один из рабочих костюмов Валерия Александровича. Кроме этого, у нас есть то, чем он пользовался каждый день, - его очки, ремень, ботинки, пресс-папье, ручка и линейка, - описывает важные элементы экспозиции руководитель музея.

    Музыкант часто делал записи на листочках, и для них он сам сделал коробочку, которую вдова Валерия Гаврилина подарила музею Кадникова.

    По словам сотрудников, мемориальные вещи очень важны для создания атмосферы рабочего кабинета. Даже такие личные вещи, как обувь. Как рассказывала музейным работникам Наталья Евгеньевна, у Валерия Александровича был небольшой размер ноги и во времена дефицита Советского Союза он очень стеснялся, что ботинки ему покупали в "Детском мире".

    Фото: cultinfo.ru

    Привлечь внимание

    Пространство рабочего кабинета постоянно пополняется. Например, рояль, похожий на тот, который стоял в кабинете на улице Пестеля в Петербурге, преподнес в дар местный Дом культуры, а пианино - Школа искусств, которая носит имя Валерия Гаврилина. В воссозданном рабочем кабинете часто проводятся праздники и совместные с местными музыкантами мероприятия.

    В фондах учреждения, конечно же, много фотографий. Особенно со вдовой композитора Натальей Евгеньевной, которая ушла из жизни в начале марта этого года. Хранилище продолжает пополняться.

    "В наших планах - отремонтировать рояль, который в настоящий момент находится в нерабочем состоянии. Кроме этого, нам очень нужен пюпитр, чтобы ставить нотные сборники. Хочется, чтобы музыка Валерия Гаврилина звучала в его воссозданном кабинете всегда. Тем более что этот год юбилейный для Валерия Гаврилина, ему бы исполнилось 85 лет, и мы придумали очень много идей, которые должны привлечь внимание к творчеству этого замечательного композитора", - делится директор музея Марина Давидчук.

    Цифры

    На ремонт и реставрацию здания музея в Кадникове, которое было построено в 1899 году, впервые было выделено 54 миллиона рублей.

    В тему

    В честь 85-летнего юбилея Валерия Гаврилина в центре Вологде откроют бюст композитора. Творческая команда активистов создала для популяризации вологодских писателей и музыкантов телеграмм-стикеры, в том числе стикер с изображением Валерия Гаврилина. Выделены гранты Вологодскому музею-заповеднику на создание сайта "Голос Гаврилина" и краеведческому музею Вологодского округа на интерактивное выставочное пространство, где можно будет познакомиться с литературным наследием композитора.

    Поделиться