• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
26.03.2024 09:32
Автор
Анна Белова
Что такое импакт-экономика и проекты социального воздействия
iStock
В мире растет число бизнесов, для которых получение прибыли - не единственная цель. Они - часть импакт-экономики (от английского слова impact - воздействие), в которой одинаковы важны финансовый результат, экологический и социальный эффекты. Таких компаний немало и в России.

Как работает импакт-экономика

Направлений деятельности социально ответственного бизнеса много, и в них легко запутаться. Есть, например, социальные предприниматели, которые обеспечивают работой инвалидов, пенсионеров и многодетных родителей.

Есть корпоративная социальная ответственность (КСО) - концепция, в которой компании учитывают интересы сотрудников и общества в целом, развивают экологические и социальные проекты. ESG-стратегии - более широкий подход к устойчивому развитию, с учетом экологических, социальных и управленческих принципов.

При этом проекты КСО и ESG - это дополнительная, непрофильная деятельность бизнеса. Она направлена, как правило, на управление рисками и минимизацию вреда. Импакт-проекты, наоборот, сосредоточены на достижении положительного экологического или социального результата. Для них это основная деятельность, на которой они зарабатывают. Эксперты отмечают, что импакт-экономика не противоречит ESG-повестке, а дополняет ее.

Понятие импакт-инвестиций впервые ввел Фонд Рокфеллера в 2008 году. А Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network) выделила критерии, по которым бизнес можно отнести к импакт-экономике. Это, в первую очередь, заранее определенная и измеримая социальная или экологическая цель, которую планируется достичь. Также важны окупаемость инвестиций и взаимосвязь между социальным/экологическим эффектом и прибылью.

По прогнозам аналитиков Technavio, объем рынка импакт-инвестиций увеличится вдвое в период с 2022 по 2027 год и к 2028 году превысит 1 трлн долларов. Такую динамику обеспечит повышенное внимание бизнеса к экологическим и социальным проблемам, полагают аналитики. Никогда еще, по их словам, корпорации и сообщества так не стремились внести свой вклад в защиту окружающей среды.

Однако одного стремления недостаточно: импакт-проекты так же, как и любые другие, подтверждены кризисам и геополитическому влиянию. В 2022 году объем инвестиций в импакт-стартапы по всему миру сократился на 25%, отмечали в Impact Hub Moscow. Корпорации с развитыми ESG-стратегиями сфокусировались на уже существующих проектах.

Однако, падение на четверть - это меньше, чем сокращение общего объема венчурных инвестиций в 2022 году, которое составило 36%. В Zerno Ventures отмечают, что импакт-стартапы более устойчивы в кризис. В России 29% венчурных сделок составляют сделки с импакт-стартапами, из них только в 3% подтвержден импакт-компонент, в остальных он потенциальный. Как поясняют в фонде, такой разрыв говорит о том, что есть много стартапов, которые не до конца осознают свой импакт-потенциал, но могут нарастить его. В частности, растет интерес к антикризисным импакт-секторам, таким как ресейл (перепродажа новых или бывших в употреблении товаров) и шеринг (совместное потребление).

Примеры импакт-бизнеса

Среди импакт-стартапов встречаются разные проекты. Например, производитель автоматизированных вертикальных ферм и круглогодичных теплиц - благодаря им можно в городской среде выращивать овощи, ягоды и зелень. Другой пример - разработчик b2b-платформы по вывозу мусора и вторсырья, которая агрегирует исполнителей, заказчиков и пункты переработки вторичного сырья и позволяет эффективно управлять отходами.

Один из выпускников программы Impact Hub Moscow предлагает экологичные, бережливые и энергоэффективные решения для офисных пространств и производственных предприятий.

Еще один проект - производитель сумок и рюкзаков из переработанных материалов. Используются, в частности, баннеры, тенты грузовиков, паруса яхт и даже обычные пакеты. Такие изделия не уступают привычным не только по качеству и прочности, но и по внешнему виду.

Именно производители одежды и аксессуаров одними из первых в мире стали развивать импакт-инвестиции, то есть зарабатывать на товарах, которые приносят еще и экологическую или социальную пользу. Среди пионеров был американский производитель одежды и снаряжения для активного спорта и трекинга. Компания использует органический хлопок, переработанный полиэстер и пух, добытый гуманным способом. Ее основатель известен своими экологическими инициативами и не раз заявлял, что бизнес может приносить пользу и при этом оставаться прибыльным.

Об экологическом воздействии задумываются и производители продуктов питания. Так, основатели компании-производителя растительного мяса считают, что такая альтернатива более безопасна и для здоровья человека, и для экологии. Проект вышел на биржу в 2019 и привлек немало частных инвестиций, в том числе от известных людей - например, Билла Гейтса.

В 2023 году почти треть мировых импакт-инвестиций была сосредоточена в США и Канаде, показало исследование Глобальной сеть импакт-инвесторов. На Западную, Северную и Южную Европу приходилось 23%, а на Восточную Европу, Россию и Центральную Азию - 6%. Больше всего импакт-инвестиций привлекают проекты из сферы энергетики (17%), финансовые сервисы (13%) и сфера здравоохранения (9%).

При этом 67% проектов оценивают свой импакт-эффект на основе ранее установленных показателей, 63% сравнивают результаты с полученными ранее по другим инициативам, 35% сопоставляют эффект с масштабом экологической или социальной проблемы.

В то же время как раз с тем, как измерить импакт, есть проблемы. На это обращают внимание и российские эксперты. В частности, в Общественной палате РФ указывали, что пока для развития импакт-экономики нет законодательной базы, а также понятийного аппарата и терминологии. Из-за этого любая компания может назваться импакт-ориентированной, хотя на деле ее могут волновать собственное продвижение и быстрое привлечение инвестиций, а не забота об окружающей среде.

Проекты социального воздействия

Четко измерить полученный эффект призваны проекты социального воздействия. В мировой практике этот инструмент называется Social Impact Bonds. В России пилот по внедрению этих проектов проходит с 2019 по 2024 год. Отличие в том, что инициативы реализуются за счет частных инвестиций, а бюджетное софинансирование выплачивается только после подтвержденного социального эффекта. Как правило, устанавливаются конкретные качественные изменения в жизни людей.

Первый подобный проект стартовал в Великобритании в 2010 году. Несколько инициатив в стране направлены на поддержку пожилых людей, в частности борьбу с эйджистскими стереотипами. К 2023 году в мире запущено 275 проектов социального воздействия в 38 странах, включая Россию. Общий объем инвестиций, по данным Оксфордского университета, составляет 741 млн долларов.

В России один из таких проектов был реализован в 2019 - 2022 г. в Якутии. Он должен был повысить результаты школьников по русскому языку и математике на 10%. За три года в проекте приняли участие 5038 ребят. В итоге индекс, отражающий уровень успеваемости по двум предметам, вырос на 41%. Это подтвердил независимый оценщик.

И социальным, и экологическим проектам в ближайшие годы будет уделяться больше внимания, считают эксперты. Как отметили участники ежегодной конференции европейских импакт-инвесторов, которая прошла в Турине в ноябре 2023 года, до 2030 года, когда должны быть достигнуты 17 Целей устойчивого развития ООН, остается совсем немного времени. При этом сохраняется "одна большая проблема", которой уже 50 больше 50 лет: экономический рост, производство и потребление все чаще наносят ущерб окружающей среде. Поэтому нужны идеи, способные привести к фундаментальным экономическим сдвигам.