Нужно, чтобы шок расправы перешел в шок от возмездия
    Журналист Елена Яковлева: Как победить террориста в прямом эфире
    Из личного архива
    25.03.2024 17:32
    25.03.2024 17:32
    Поделиться
    Социологи считают, что теленовости о теракте - часть теракта. "Смерть в прямом эфире" продолжает и многократно усиливает удар террористов - на то и рассчитано.

    Теракт в "Крокус Сити" дал нам кроме реальности пережитого ужаса и рождаемой из этого силы сопротивления, новый и очень необычный медийный опыт.

    Мы видим марсианский пейзаж выгоревшего зала и слыша нарастающие цифры потерь, о лужах растекавшейся по Крокус холлу крови знаем в основном по рассказам поседевших девушек, в них лежавших. В первый же вечер - страх, шок и сочувствие к тем, кто пережил этот "пересказанный" в прямом эфире и в соцсетях ужас. Я не знаю, кто хорошо спал ночь с пятницы на субботу.

    Но наутро мы проснулись и увидели в блого-кадрах дрожащих от холода и смертельного страха задержанных террористов.

    Сверх-преступление перешло во вторую серию. И если в первой четверо входят в фойе "Крокус Сити" вершителями и полоумными властителями жизней (шагом властелинов входят), то во второй они в размазанной жалкости в брянском лесу. Казалось, что это просто …не они. Что в лесу поймали кого-то другого. Не вот этих, в одинаковых кепках хладнокровно стреляющих убийц… По функции, по роли - это были уже не они. Сразу вспоминалась Ханна Арендт с неумирающей фразой про "банальность зла".

    Если смотреть внимательно, то сразу видно, что главным в кадрах задержания была потрясенность и сломленность. И происходящее в лесу и после нужно было не для того, чтобы насладиться унижением, а чтобы смять их и их заказчиков.

    Их сломленность - важная часть нашей победы.

    Кому-то хотелось бы, конечно, другой образ победы, как в кино - более привычный и лестный. Но кино пока идет совсем не художественное.

    Я считаю, если мы сталкиваемся с террором по модели "Крокус", надо прямо демонстрировать страшные последствия для террористов и их заказчиков и запускать их в прямой эфир. Чтобы увидели те, кто по скудоумию или жадности готов подобное совершать или по политическому цинизму планировать.

    Нужно, чтобы шок расправы перешел в шок от возмездия.

    Возмездие становится частью медийного прицела и посыла.

    Ведь если запланирован "Крокус", то мы все одна большая цель… Размытая, рассеянная, но цель. И нужна профилактика терактов, в том числе и вот такая - не в жанре "картинки для барышни". Если у нас нет смертной казни, то как нагнать страх на возможных последователей террористов?