20.03.2024 09:38
    Поделиться

    Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России

    Не так давно в Сети был создан телеграм-канал "Хроники бабушки Агафьи", рассказывающий о жизни Агафьи Карповны Лыковой, которая всю свою жизнь живет в глухой сибирской тайге. Ведут канал волонтеры - помощники и почитатели отшельницы.

    "О настоящей жизни Агафьи сегодня известно немногое. Судьбоносная встреча с геологами 45 лет назад приоткрывает завесу в совершенно неизведанный, местами дикий, местами умиротворяющий, но наполненный пронзительной честностью мир. В нашем канале мы поделимся мыслями отшельницы, ее мудростью и чистым, необремененным ограничениями взглядом на нашу с вами жизнь", - пишут авторы ТК.

    Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты, рассказывающие о жизни Агафьи Лыковой в суровых условиях таежной Сибири.

    * * *

    Обычно в таежном лесу совсем не тихо. Скрипят деревья, раскачиваясь на ветру, шумят листья, крылья птиц, животные, падающие ветки... Но и в окрестностях заимки Лыковых, бывает, раздаются чуждые дикому лесу звуки резких и громких хлопков. Это Агафья бросается петардами.

    Медведи - частые, хоть и непрошеные гости в хозяйстве Карповны. Это очень опасные животные - не зря потапычи носят титул "хозяин леса". Не раз отшельница встречалась с огромными хищниками неподалеку от своего дома, но Бог миловал, да и звери были одиночками. А вот медведица с медвежатами куда опаснее. В 2021 году мохнатое семейство две недели бродило вокруг заимки, поддерживая в тонусе всех обитателей и гостей таежного подворья. Пришлось даже вызвать инспектора заповедника для защиты людей.

    В одну из поездок добровольцы привезли с собой пиротехнику и научили бабушку ей пользоваться. Теперь Карповна не боится медведей, которые так досаждали ей последние годы, и, зажигая очередной запал, улыбается.

    * * *

    "Доля пшеничной муки, две доли ржаной муки с закваской и молитва", - нехитрый рецепт, по которому Агафья печет удивительно вкусный хлеб уже много лет. Сегодня и самая изысканная выпечка на столе никого не удивит. Только в таежном хозяйстве к хлебу совершенно иное отношение.

    В далеком 1961 году, когда зима выдалась очень затяжной, а в июле выпал снег, семья отшельников потеряла почти весь урожай. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. "На постном мама не вынесла", - с тихой печалью вспоминает Агафья.

    Летом 1962 года на огороде, где когда-то рос горох, неожиданно взошел один колосок ржи. Хрупкий стебелек оберегали весь год, и он дал 18 зерен. Четыре года упорного труда понадобилось Лыковым, чтобы снова поесть ржаной каши и испечь хлеб.

    После стольких испытаний голодом Агафья Карповна никогда не нарушает пост.

    * * *

    Не видно в городе красоты ночного звездного неба. Скрывают ее от взгляда уличные фонари и неоновые огни реклам. На подворье Агафьи небо могут заслонять только пушистые ветви сибирской сосны, а от падений "звезд" порой трясется земля под ногами.

    Просто над домом Лыковой проходит траектория падения ступеней ракет, стартующих с Байконура. Несмотря на 2 тыс. км между космодромом и "Таежным тупиком", фрагменты космических кораблей приземляются здесь регулярно. Даже кошки и козы в хозяйстве привыкли и не обращают на это внимания. Что уж говорить о самой Агафье? Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ. Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва.

    * * *

    В обособленном от всего мира хозяйстве семьи Лыковых два растения занимали особое, жизненно важное место. Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду.

    А коноплю, по словам геологов, отец семейства даже благодарил в ежедневной молитве, настолько она была важна для выживания. Главное, что давало растение, - ткань. Одежда, веревки, сети и леска для ловли рыбы, нитки, а еще молоко и масло, употребляемые в пищу, - все это изготавливалось из конопли. На примитивном ткацком станке, привезенном еще из "внешнего мира", Карповна научилась ткать ткани, выделывать пояса и плетенки.

    Молоко и масло конопли обладают лечебными свойствами. А вот наркотическими - нет. Не стоит забывать, что конопля эта дикая, а старообрядцы не употребляли в пищу не то что вино, но и табак, и даже чай. Судя по тому, как выглядит и чувствует себя 79-летняя Агафья, - диета правильная.

    * * *

    Когда семья Лыковых встретилась с геологами в 1978 году, отшельники жили примитивным натуральным хозяйством уже 40 лет. Агафья, например, прекрасно умела читать и писать, выучила наизусть многие церковные книги, но до своих 34 лет не знала, что такое обыкновенное колесо.

    В свое время одной из ценнейших вещей здесь считались иголки для шитья. Однажды вся семья искала такую уроненную иголку, просеивая мусор из дома на ветру - настолько был ценным этот невосполнимый в дикой и бескрайней тайге ресурс.

    Сегодня Агафья имеет опыт полета на вертолете, пользуется спутниковым, а с недавнего времени и IP-телефоном. Все эти вещи лишь немного облегчили аскетичный быт бабушки, не изменив главного: комфорт душевный на заимке всегда будет превыше телесного.

    * * *

    Еще в 2017 году Агафья стала получать письма из далекой Боливии. Писали ей староверы, что живут на другой стороне планеты, сохраняя, как и Лыкова, язык и веру отцов.

    Бежавшие от советской власти из России в конце 1920-х годов в Китай предки южноамериканских староверов снова были вынуждены спасаться от гонений в 1950-х. Из Китая они переселились в Бразилию и Аргентину, а затем осели в Боливии, где почва оказалась более благодатной для сельского хозяйства.

    Спустя многие десятилетия некоторые из эмигрантов по завету отцов стали возвращаться на Родину. Среди них была и Агафья. Агафья Федоровна. Оставив 5 взрослых детей и 23 внука в Южном полушарии, она приехала в Россию, чтобы делить нелегкую сибирскую жизнь и искреннюю молитву с Агафьей Карповной.

    Во всех языках мира есть высказывание, близкое по смыслу к нашей фразе "Неисповедимы пути Господни". Только сталкиваясь с подобным лично, осознаешь, насколько такие пути могут поразить воображение.

    * * *

    Как не ожидали геологи найти следы человеческого жилья в дикой тайге, так и не ожидали найти здесь свою судьбу художник-натуралист Сергей Усик и бывшая помощница Агафьи Надежда Небукина, которая 5 лет жила с отшельницей в роли послушницы.

    Когда Надежда получила письмо от больной матери с просьбой о помощи, Агафья целый год не отпускала ее. Но в один день Небукина все же покинула лесное царство, а по дороге домой у нее завязались отношения с Сергеем, часто посещавшим жилище староверов. Десять лет Лыкова обижалась на бывшую помощницу, но спустя годы примирилась и с радостью встретила обоих, даже Усика, долгое время остававшегося "проклятым хохлом, что увел послушницу".

    * * *

    Подарки любят все. Для Агафьи самое ценное - это церковные книги, иконы и свечи. Для тех, кто приезжает помогать Лыковой, лучший подарок - это ее по-детски радостное от встречи лицо. Но своих давних знакомых бабушка одаривает не только улыбкой и благословением.

    Улетая с заимки домой этой осенью, племянник Карповны Антон Лыков получил Богородичную лестовку и банку сливово-смородинового варенья. В прошлом году - рубаху и четки из позвонков красной рыбы. Все это Агафья сделала своими руками. В 2016 году бывшему главе Кузбасса Аману Тулееву отшельница вручила козьи варежки, а директору заповедника "Хакасский" Виктору Непомнящему в начале этого года - именной плетеный пояс.

    Многие студенты и волонтеры получали от Лыковой на память красивые камни, найденные ей на берегах Ерината. Эти камни люди хранят дома и стараются ежегодно привезти домой еще один кусочек горной породы, подаренный отшельницей.

    Картины современных художников стоят огромных денег, хотя красота в них часто сложна для понимания. Простой камень с природным узором, сотни лет омываемый горными реками Хакасии, просто красив. Может, он и не стоит многих тысяч долларов, но ни один человек, получивший такой подарок из рук Агафьи, не согласится его продать. Каждый камушек - напоминание о том, что истинная красота окружает нас повсюду. Надо лишь суметь ее разглядеть.

    * * *

    Прошлым летом погреться на солнышке посреди посевов Агафьи Лыковой решили ядовитые змеи. Тогда на выручку пришли кошки, про которых бабушка часто говорит: "Краси-и-и-и-вые!". Усатые обитатели заимки доказали, что не зря получают свою порцию козьего молока. "Как завидят гадюку, так и кидаются на нее, и царапают острыми когтями. Гадюки после этого не выживают. Так и отвадили", - вспоминает Агафья. Может, кошки на заимке и не Рикки-Тикки-Тави, но хозяйку в обиду змеям не дали.

    * * *

    Современный человек постоянно окружен вещами. Порой к ним привыкает настолько, что жизнь по-другому и не представляет, а удивляется чему-то новому совсем редко. Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... дети.

    Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь!". "Изба на колесах" - поезд - также немало удивил отшельницу, а встреча с ребенком и вовсе изумила: "Что это за маленький такой человечек? Никогда такого не видела".

    * * *

    Прапрадедушка и прапрабабушка 79-летней Агафьи по материнской линии когда-то давно, еще в царской России, пришли на Алтай с Урала. А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов. А вот деньги водились.

    В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых. Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись.

    * * *

    Когда-то спички для Лыковых были "серя-а-а-анки" и однозначно относились к бесовскому предмету - по родственной "серной" связи. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния. Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить.

    Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья. Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден. "Гриб надо варить с утра до полночи в воде с золою, а потом высушить", - делится семейным рецептом Агафья.

    Так что если вам доведется затеряться в лесу и возникнет необходимость развести огонь, лучше иметь при себе непромокаемые охотничьи "серянки", а не пытаться высечь искру на сырой трутовик. Как раз тот случай, где надеяться на Бога можно, но главное самому не плошать.

    * * *

    В 84-летнем возрасте отец Агафьи Карп Осипович выглядел на десяток лет моложе, да и физической формой и выносливостью обладал отменными. В дороге по горам геологи за ним едва поспевали.

    Здоровьем Агафья вся в него. Лечится молитвой, но врачи регулярно бабушку навещают. В этом году медосмотр провела московский врач Наталья Джунковская, которая заверила, что все у Лыковой для такого возраста отлично.

    Если спросить отшельницу о секрете долголетия и здоровья, то ответ ее будет такой же, как у самой современной медицины: аскеза и молитва. То есть здоровая жизнь без излишеств, а вовсе не голодание, и душевное спокойствие. Ведь современная мантра "все болезни от нервов" говорит о том же. Агафья еще добавит, что как Бог решит, а медицина сошлется на генетику, но источник как здоровья, так и большинства недугов - в нас самих.

    Поделиться