14.03.2024 18:00
    Поделиться

    Академик Ройтберг: Медицина не бывает частная или государственная. Она бывает хорошая и разная

    В среду, 13 марта, в АО "Медицина" прошел круглый стол на тему "Государственная и частная медицина: гарантии качества и безопасности в современных реалиях". Собрались ведущие эксперты отрасли. Ведь качество медпомощи архиактуально во все времена. Тем более, что неблагоприятные события происходят примерно в одной трети всех случаев госпитализации.
    Нужны объективные показатели качества медицинской помощи, считает академик Григорий Ройтберг.
    Нужны объективные показатели качества медицинской помощи, считает академик Григорий Ройтберг. / Сергей Куксин

    Избежать врачебных ошибок полностью невозможно. Ошибается любой человек. Медики не исключение. Но… и этому посвящен "Круглый стол": с помощью мониторинга, выстроенной системы отчетности об инцидентах, эффективного анализа причин нежелательных событий, можно сделать процессы помощи более безопасными, а саму помощь более эффективной. Независимо от ведомственной принадлежности учреждения, где она оказывается. Обозреватель "РГ" взяла короткое интервью у президента АО "Медицина", академика РАН Григория Ройтберга.

    Григорий Ефимович, тема качества медицинской помощи сегодня, как, впрочем, во все времена, волнует всех?

    Григорий Ройтберг: Это вторая причина после заработной платы, почему люди предпочитают жить в том или ином регионе России. Даже физическая безопасность на четвертом месте. Повышение качества и безопасности медицинской помощи - один из приоритетов здравоохранения в России.

    Независимо от ведомственной принадлежности медучреждения?

    Григорий Ройтберг: Конечно! Медицина не бывает частная или государственная. Она бывает хорошая и разная.

    Очень жаль, что сегодня невозможно проходить международную аккредитацию, например, по стандартам JCI. Те учреждения, которые являются передовыми у нас, являются передовыми и в мире. И это не преувеличение! Это данность.

    Однако немало почитателей зарубежной медпомощи.

    Григорий Ройтберг: Например, россияне прилетают в Израиль на лечение, где средний чек порядка 20 тысяч долларов, и сравнивают с районной поликлиникой в периферийном российском городке. Но это же некорректное сравнение!

    А корректное?

    Григорий Ройтберг: Сравнение наших результатов с клиниками, аккредитованными по стандартам JCI: Johns Hopkins Medicine (США), Mayo Clinic (США), Charite (Германия). Вот тогда очевидно, что мы ни в чем не отстаем. Например, по количеству послеоперационных пневмоний или осложнений, которые могут быть при установке катетера, у нас показатели ниже, чем в Johns Hopkins Medicine. Мы сравниваем себя с лучшими зарубежными клиниками практически по всем показателям.

    На нашем круглом столе будем говорить о том, достаточные ли меры предпринимаются на законодательном уровне для обеспечения безопасной и качественной медицинской помощи россиянам. Что необходимо сделать для этого в цифровую эпоху? Может ли сертификация стать инструментом повышения качества и безопасности медицинской деятельности в медучреждении? Что вкладывают в понятие "качество медицинской помощи" пациенты и медики?

    Больной ушел недовольным. Значит плохой результат? Или больной говорит: какой замечательный доктор! Значит, хороший результат?

    Григорий Ройтберг: Это только один из моментов оценки: как оценивает больной. Нужны объективные показатели качества. Удовлетворенность больного очень важна. Но это только один из компонентов качества.

    Есть старый анекдот про то, как Иисус Христос спустился на землю и зашел в районную поликлинику. Подходит к парализованному больному. Положил руки: "Встань и ходи". Больной встал и пошел. Другой пациент слепой. Христос положил руку и сказал: "Посмотри, ты все видишь". Пациент говорит: "Да, я все вижу". Так походил Иисус по поликлинике, исцеляя людей. Потом больных спрашивают: "Ну, как вам новый доктор?" Отвечают: "Да, все ничего. Но не поговорить, не пожаловаться". И это - тоже фактор. Иисус Христос не считался бы там хорошим доктором, потому что поговорить нельзя.

    Удовлетворенность больного очень важна. Но это только один из компонентов качества медицинской помощи

    Во врачевании нет мелочей. Например, вы приезжаете к больному, который жалуется на боли за грудиной. Вы ему делаете электрокардиограмму. ЭКГ хорошее. Но из-за того, что были ошибки, когда при хорошем ЭКГ у пациента развивался инфаркт, вы обязаны повторить ЭКГ через четыре часа. И вы обязаны взять у него кровь на анализ на ферменты. Потому что есть определенный процент, когда при хорошем ЭКГ у человека развивается инфаркт.

    Руководимая вами частная клиника АО "Медицина" - первое российское медучреждение, аккредитованное по международным стандартам качества JCI. Вторым российским медучреждением, аккредитованным по этим считающимся в международном медицинской сообществе "золотыми" стандартами, было государственное медучреждение - Больница скорой медицинской помощи в Набережных Челнах.

    Григорий Ройтберг: Именно так! Хотя любые сертификаты и свидетельства не самоцель. Но они необходимы для выстраивания самых эффективных и безопасных процессов, стратегическая цель которых - здоровье пациентов. Вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждения. Чему и посвящен сегодняшний круглый стол.

    Поделиться