издается с 1879Купить журнал

От боевой мототачанки до мотоцикла Путина: в Ирбите можно увидеть уникальную технику

10 марта 2024

Первый и единственный в России государственный музей тяжелых мотоциклов действует в старинном уральском городке Ирбит. Основой экспозиции стала коллекция мототехники, собранная при отделе главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода.

Уральский М-72 признан памятником науки и техники.

Татьяна Андреева

Уральский М-72 признан памятником науки и техники.

Бывший конструктор завода, заядлый мотогонщик, а ныне - директор музея Александр Буланов показал корреспондентам "Родины" знаковые модели.

- У нас храниться один из первых мотоциклов с коляской М-72, который был создан в Москве в начале сороковых на основе немецкого БМВ-12. Долго считалось, что три немецких мотоцикла в СССР доставили тайно, через Швецию. Потом, якобы, разобрали, за три месяца создали рабочую документацию и начали серийный выпуск.

Я решил проверить эту версию, списался с музеем БМВ в Германии и оказалось: ничего мы не воровали. Германия продала СССР технологию вместе с чертежами! Все подтверждено документами. А легендами дело обросло, потому что в сотрудничестве не хотели признаваться, - поделился открытием Буланов.

М-72, по сути, был мототачанкой: на коляску устанавливали пулемет Дегтярева, чтобы на ходу разить врага. Выпускали его с 1941 по 1955 годы. В армию отправили несколько сотен тысяч штук, но теперь машина редкая, а уральский экземпляр признан памятником науки и техники.

По распоряжению генсека Хрущева, право выпуска мотоциклов для армии перешло Киевскому мотозаводу. А в Ирбите сосредоточились на гражданской технике. В 1960 году с конвейера сошла первая модель, получившая название "Урал". До девяностых годов прошлого века массовое производство процветало, с конвейера вышло более трех миллионов таких машин.

Все модели предназначались для езды по дорогам общего пользования, в том числе, грунтовым. Наличие коляски в этом смысле было большим плюсом: можно было сена и дров привезти, по грибы с семьей отправиться. Поэтому модернизации коляски уделялось особое внимание.

С началом перестройки появился спрос на эксклюзивные модели. Один из первых заказов - эскортный мотоцикл ГАИ.

- Его разрабатывали даже не мы, а фирма, связанная с авиапромышленностью. Презентабельно выглядит, потому что форму сделали обтекаемую, самолетную. Плюс мигалки, рация. Таких тогда на улицах советских городов не видели. Но проблем с комплектацией было много, даже фурнитура предусматривалась мебельная, на шарнирах. Сделали до десятка экземпляров, потом плюнули и доводить до ума не стали. Тем более, что МВД от заказа отказалось, - пояснил Александр Буланов.

Тогда же появилось желание показать всему миру возможности "Уралов". В Книге рекордов Гиннеса вычитали, что один представитель Южной Африки проехал по полигону на мотоцикле Honda с поднятой коляской 3 часа 5 минут. В 1992 году пригласили в Ирбит представителей Книги рекордов, и на беговой дорожке стадиона спортсмен Константин Матвеев перед комиссией ездил по кругу с поднятой коляской 8 часов 14 минут, пока у него не кончился бензин.

Через год поставили еще рекорд езды без остановки: 18 суток, преодолев 25 505 километров. "Урал"-рекордсмен под названием "Гиннесс" тоже стоит в музее.

- В команде было три водителя. Все делали на ходу: чередовались, заправлялись, меняли колеса. Все это на глазах у комиссии. В сопровождении ГАИ мотоцикл выводили за город, ехали прямо 50 километров и разворачивались обратно, - вспоминает директор.

"Гиннесс" занял почетное место в заводском музее, но в начале двухтысячных его захотели выкупить бизнесмены из Тюмени. Александр Буланов примчался к руководству с требованием не разбазаривать ивдельское достояние. "Сам куплю!", - заявил он тогда и отдал за раритет все накопления. Сейчас " Гиннесс" его собственность, но стоит не в гараже, а в музее.

Здесь же остался один из мотоциклов, созданных по заказу цирка Юрия Никулина для байкерского номера артиста Александра Курбанова. Серийную модель переделали под выступление на арене: на мотоцикл установили двигатель с жидкостным охлаждением, электрозапуск и дисковые тормоза. И все "отхромировали".

На особом счету в музее модель "Волк". Это модернизирована версия байкерского мотоцикла "Вояж", выпущенного еще в 1996 году. Мотоцикл без коляски, с увеличенным углом вилки, кожаными сиденьями, высоко поднятым рулем и электрозапуском.

Над "Волком" ирбитские конструкторы работали совместно с мотоклубом "Ночные волки". Один из первых экземпляров байкерской машины был представлен в 2000-м на выставке вооружений под Нижним Тагилом, там его опробовал президент Владимир Путин: сел за руль, погазовал, похвалил.

Сейчас в коллекции музея несколько "Волков". В том числе мотоцикл, сделанный на заказ под байкера Андрея Хлабыстова - заместителя главы мотоклуба "Ночные волки" по прозвищу "Полковник".