09.03.2024 12:43
    Поделиться

    Тюменский театр обратился к творческому наследию драматурга Теннеси Уильямса

    Тюменский театр показал премьеру по мотивам произведений Теннеси Уильямса на площадке, которая открылась после ремонта.
    Павла Анущенко

    Мало какая провинциальная иль столичная сцена не использует весну, как радостный повод подарить зрителям нежную, местами наивную премьеру - чтоб тот любовался кумирами налегке. Вот и молодежный театр "Ангажемент" от него не отказался, тем более что к началу робкой капели и Международному женскому дню созрела еще одна уважительная причина - открытие фойе и залов после ремонта. Финал перестройки и новинка "Время любить" - культурный дуплет. После затяжных месяцев снежных бурь-метелей, свинцового неба и тяжелых шуб с сапогами-гирями все "новомартовское" воспринимается на веру.

    Фото: Павла Анущенко

    Изменившийся внутри "Ангажемент" надо определенно увидеть: он ушел от оформительской пестроты и, как кто-то заметил, вместе с красками будто потерял душу нараспашку, сумасшедшинку, хипповость, но по мне стал светлым и пространственно объемным, оттого - торжественным. В общем, стильным. Все-таки пора взрослеть: в этом году коллектив отмечает 30-летие. Двухчасовая история "Время любить" по мотивам произведений Теннеси Уильямса ("фундамент" - поздняя пьеса "Прекрасное воскресенье для пикника", сверху, как "этажи", - настроения других работ драматурга) от петербургского режиссера Олега Куликова - тоже своеобразное обновление репертуара. Конец зимы, пробуждение чувств, поиски счастья - какой же сладкий коктейль нам уготован.

    Весенние премьеры и просто премьеры, где играют одни лишь актрисы, - прием не новый, но и не надоевший. Всегда интересно наблюдать, как дамы разграничивают туфельками сцену, как существуют, как помогают друг другу или наоборот. Женский ансамбль - это мощная сила, уж поверьте. В комедии с ароматом заграничного парфюма команда сложилась. Доротея (Наталья Караганова), Боди (Надежда Емельянова), Элина (Екатерина Захарова), Мисс Софи Глюк (Людмила Петрушева) и Лаура (Екатерина Зорина) - разношерстная группировочка буквально в четырех стенах убитой квартиры где-то на задворках городка. Дотти и Боди делят жилье, потому что так дешевле. Мисс Глюк, сумасшедшая "почти старуха", - их соседка, оставшаяся без матери. Ну а Лаура - нечто мифическое: то ли дух, то ли домовенок, может, и служанка-помощница. Элина - возможно, будущая соседка Дотти, зовет ее в фешенебельный район, просит чек на кругленькую сумму - делить модные апартаменты на двоих, как и захолустную дыру, тоже проще.

    При своей отрешенности и невзрачности, в какие бы наряды не облачалась, преподавательница по гражданскому праву Дотти довольно популярна в тусовке на каблуках: с ней, а также с ее накоплениями, хотят приятельствовать абсолютно все. Кого же выбрать? Боди пытается свести подругу со своим братцем Бади, чем очень достает. В новой квартире с Элиной будет шанс приглашать в нестыдные условия директора колледжа Ральфа Эллиса, в которого Доротея безответно влюблена. Но ведь и вертлявая Элина не меньше напрягает: у той в глазах - суммы с множеством нулей, разговоры только о деньгах. Два с лишним часа дамы с некоторым жизненным опытом делят друг друга, будто девчонки в песочнице детского сада, кричат, перебивают, просят выслушать и не слушают… А ведь в ролях и масках - главарь или ведомый - мы утверждаемся как раз в пять-шесть лет от роду и соответствуем до самого конца.

    При такой оценке деятельных характеров может показаться, что спектакль суетлив, в нем много планов, смен декораций (кстати, квартирка Дотти и Боди, придуманная художником Алексеем Паненковым, неплоха, ведь к лучшему мы и не привыкли, - маленькая, миленькая, как шкатулочка в темных тонах, а музыкальный фон от Романа Зорина - ностальгия по черно-белым голливудским кинолентам). Но нет: оба действия - фактически про один долгий-предолгий день, когда Доротея должна выбрать, "против кого дружить, с кем играть". Динамичность ему придают лишь диалоги, в которых Теннеси Уильямс был блистательным мастером. При населении спектакля пятью яркими героинями, есть и явный солист. И это вовсе не влюбленная Доротея Натальи Карагановой, как могло подуматься вначале, а Надежда Емельянова, играющая слегка тугоухую Боди с цветком в волосах, в сарафане гувернанточки. Зацепившись за ее образ в первые минуты, продолжаешь наблюдать до поклона. Надя, мастер экспромтов, прима всевозможных шоу, здесь чрезвычайно харизматична и страстна в желании "причинить добро" окружающим, не лишена искрометного юмора и обаяния.

    Фото: Павла Анущенко

    "Время любить" - стопроцентно про любовь в том или ином виде, думает зритель, устраиваясь в кресле с бордовой обивкой. Это штамп, фантик. Отметешь сцены про влюбленность в Раффи, про мечты о поездке на озеро с корзиной для пикника, про чековую книжку, а под ними - глубокое одиночество. Все героини (как и мы с вами), даже того не сознавая, бегут от единственной кружки на столе, зубной щетки в стакане, пары обуви на входном коврике. Может, страдание от безответной любви всяко лучше сухого червивого одиночества? Какие могут быть в однобокости эмоции? Да никаких! А страдания делают жизнь будто осмысленней.

    Поделиться