Прощание с людьми такого масштаба - принципиально не светское мероприятие. Здесь нет случайных людей. Сюда не приходят просто посмотреть. Здесь только свои. Профессионалы.
Хотя прийти может каждый.
Свой последний прием Вячеслав Михайлович Лебедев провел в Колонном зале Дома союзов. Зал утопал к красных розах.
- Нам нужно посмотреть ваше удостоверение. Вы судья? - спрашивает охрана у мужчины в сером пальто.
- Нет, я преподаватель юрфака. У меня только паспорт.
- Проходите.
К Вячеславу Михайловичу пришли все: и президент России Владимир Путин, и высокие государственные деятели, и судьи, и адвокаты, и преподаватели. И простые студенты.
Потому что профессионалы знают, кто он такой и что он сделал для страны. Без него наша судебная система была бы другой. И точно - не лучше той, что есть.
Об этом много говорили на церемонии прощания. Но не со сцены, а в коридорах.
Сцены для выступлений там не было. Не того формата человек, чтобы устраивать представление из прощания с ним. Поэтому там не звучало красивых речей над гробом, не было показной скорби.
Все было по-настоящему. Печально. И при этом - искренне.
Президент России Владимир Путин, прощаясь с Лебедевым, задержался у гроба, затем перекрестился. После президент подошел к дочери Лебедева Инне Рубан и его внучке Анастасии Рубан и общался с ними около 10 минут. На прощание Владимир Путин обнял родственников Вячеслава Лебедева.
Вячеслав Михайлович Лебедев умер 23 февраля на 81-м году жизни. Он работал судьей более полувека. В декабре 1970 года Вячеслав Лебедев был избран народным судьей. В 1986 году он возглавил Московский городской суд, а в 1989-м - Верховный суд России.
Все слова о том, что он значил для людей и страны, звучали не в зале, а до или после того, как человек отдавал дань уважения.
"Пройдя путь от рядового судьи до председателя Верховного суда, а он возглавлял 35 лет Верховный суд, он, безусловно, внес огромный личный вклад в становление России как правового государства, создание новой судебной системы, - сказала после церемонии прощания председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Очень много внимания уделял ее гуманизации. Гордился тем, что судебная система России в сравнении с другими странами мира - самая доступная для граждан".
Она отметила, что Лебедев был очень мудрым, взвешенным, был широко эрудирован и образован, пользовался безусловным авторитетом в профессиональном сообществе.
"Безусловно, он останется в истории судебной системы и в целом войдет в число ведущих юристов России... Знаю, что он всегда был открыт к предложениям, направленным на гуманизацию судебной системы. Я думаю, что это огромная потеря", - подчеркнула Матвиенко.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, богослужение прошло в храме Христа Спасителя.
Ранее в своем соболезновании патриарх Кирилл говорил, что возглавляемая Лебедевым судебная система "играла важную стабилизирующую роль в государстве, в том числе в самые сложные моменты нашей новейшей истории, и помогала сохранять столь ценные мир и гражданское согласие в обществе". Патриарх отмечал, что Лебедев был настоящим профессионалом, искренне преданным своему делу и призванию, а также что он всегда был готов "к развитию содержательного диалога с Русской православной церковью".
На церемонии прощания корреспондент "РГ" встретил бывшего руководителя пресс-службы Мосгорсуда, а сейчас заместителя генерального директора Агентства стратегических инициатив Анну Усачеву.
"Я считаю, что благодаря Вячеславу Михайловичу, его визионерскому видению, в полной мере наладился диалог судейского сообщества со СМИ, - сказала она. - Именно благодаря его инициативе появился закон о прозрачности правосудия".
Мы, журналисты, давно работающие в правовой теме, помним, насколько трудно и тяжело решался вопрос. Несколько лет подряд на каждом пленарном заседании Совета судей России и других важных мероприятиях, мы спрашивали Вячеслава Михайловича: как продвигается работа над законом о прозрачности, когда его уже, наконец, примут? И примут ли?
"Судебная система будет прозрачной, это необходимость", - твердо отвечал Вячеслав Лебедев. И слово сдержал.