27.02.2024 10:53
    Поделиться

    В Иванове предложили необычный формат продвижения своей продукции

    Образцы текстиля, одежды, мебели, посуды и игрушек, выпущенных в регионе, увидят гости города благодаря арт-проекту "Мода - народу! От ситца до дивана". Масштабные инсталляции, показывающие связь народных промыслов и русского авангарда с дизайнерскими находками XXI века, разместили в одном из залов ивановского железнодорожного вокзала. Прямых продаж на выставке не предполагается (сувениры - исключение), но любой посетитель может легко найти контакты понравившихся производителей. Большинство участников выставки - малые и средние предприятия. Им нестандартное продвижение сегодня особенно необходимо, чтобы занять на рынке ниши, освободившиеся в связи с событиями последних двух лет.
    Суть проекта — показать эволюцию дизайнерской мысли и развитие традиций, характерных для ситцевого региона.
    Суть проекта — показать эволюцию дизайнерской мысли и развитие традиций, характерных для ситцевого региона. / Татьяна Ткачёва/РГ

    О том, что ивановские компании начали активно инвестировать в развитие производства, говорит статистика Корпорации МСП. По итогам 2023 года область заняла третье место в стране по объему вложений в модную индустрию, привлеченных в форме кредитов и поручительств с господдержкой. Всего в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" компаниям выдали почти 36 миллиардов рублей, что на 44 процента превышает показатель 2022 года и вдвое - уровень 2021-го.

    - Производители одежды, ткани и изделий из кожи в минувшем году привлекали средства на развитие бизнеса и расширение производства, в том числе на приобретение оборудования и материалов. Лидеры по объему финансирования: Москва - 7,16 миллиарда рублей, Московская область - 4,26 миллиарда, Ивановская область - 3,9 миллиарда, - сообщили в Корпорации МСП.

    Также в топ-6 вошли Санкт-Петербург и Свердловская область, их предприятиям досталось заметно меньше заемных средств - 1,85 и 1,44 миллиарда соответственно.

    - Помимо финансовой поддержки (инвесткредиты по льготной программе, "зонтичные" поручительства, льготный лизинг оборудования) предприниматели могут получить помощь в сбыте продукции через специальный проект для поддержки отечественных брендов "МСП шьет". Сейчас обрабатываем первый пул заявок, - добавили в корпорации.

    Серийную продукцию аккуратно вписали в историко-художественный проект, который вызывает интерес у посетителей

    Ивановская область для привлечения интереса к своим брендам применила, можно сказать, ноу-хау. Серийную продукцию аккуратно вписали в историко-художественный проект, который вызывает интерес как у индивидуальных посетителей, так и у групп, осматривающих город с гидами.

    Региональный Центр развития туризма и гостеприимства, департамент экономического развития и торговли и культурно-просветительский фонд "Магия моды" собрали внушительных размеров экспозицию, мимо которой почти невозможно пройти. Красные полотнища тканей, натянутые от пола до потолка, манекены в ярких костюмах, большие стенды с дореволюционными ситцами привлекают внимание и тех, кто только прибыл в Иваново по железной дороге, и тех, кто подходит к вокзалу с улицы: в выставочном зале панорамные окна.

    Суть проекта - показать эволюцию дизайнерской мысли и развитие традиций, характерных для ситцевого региона. От подражания народным вышивкам в рисунках набивных тканей - через поиски советских художников-конструктивистов, делавших ставку на простоту и функциональность, к современной интерпретации этого богатого наследия.

    Историческую часть выставки подготовил Музей ивановского ситца, где хранится более 550 тысяч образцов текстиля и рисунков для тканей (кроков). Его сотрудники отобрали и прокомментировали узоры, характерные для разных этапов развития российской текстильной промышленности: дореволюционные розы и "восточные огурцы"; хризантемы и перья жар-птиц эпохи модерна; стилизованные тракторы, дирижабли, шестеренки и лампочки с агиттекстиля 1920-1930-х годов. Рисунки художников, работавших на ситценабивных фабриках теперешней Ивановской области, легко было встретить в быту - на платках и шалях, повседневных платьях и обоях.

    А сегодня эти музейные образцы вдохновляют промышленных дизайнеров. Как раз такие примеры и представили в выставочном проекте. Кто-то прямо воспроизводит популярный узор, кто-то придумывает похожий. Так, Ольга Сальникова (творческая мастерская "Фарфоровая симфония") переносит на сервизы рисунки белоземельных ситцев конца XVIII века. Нарядная атласная скатерть, выпущенная ивановским ООО "41-й меридиан", отсылает к роскошной шали века XIX. Комбинат "Шуйские ситцы" выпускает хлопчатобумажную ткань с цветочным орнаментом на "кубовом грунте", то есть темно-синем фоне, который когда-то получали при ручной набойке с помощью красителя индиго.

    Другой тренд - работа с наследием авангарда. Для Иванова это важная часть городской идентичности. Здесь сохранилась конструктивистская архитектура (собственно, железнодорожный вокзал - одно из таких примечательных зданий) и богатая - около 1000 образцов - коллекция агитационных тканей и рисунков к ним. Вариации на авангардную тему в последние годы стали активно использовать в сувенирной продукции. К примеру, "Маленький фарфоровый завод" (дочерний бренд фабрики "Моя забава") создает чайные пары и тарелки с орнаментами по мотивам агиттекстиля и архитектурными достопримечательностями Иванова. Лимитированные серии сумок-шоперов с кроками 1920-х заказывает у партнеров Музей ивановского ситца. У местных производителей можно найти, к примеру, шторы из поплина с винтовыми самолетами.

    Продуктивна и ориентация на сами принципы конструктивистов, во многом заложивших основы промышленного дизайна. Это ведь они в период дефицита после Гражданской войны придумывали удобные и простые в производстве модели, костюмы для пионеров и фабричных рабочих. Организаторы выставки совместили реплики функциональной одежды столетней давности и ее современные аналоги - например, непромокаемый плащ из мембранной ткани, которую выпускает в Иванове компания "Меркурий", и куртку-бомбер из конопляно-льняного меха (сырье выращивают в Южском районе, перерабатывают в Подмосковье на фабрике "Мех Оретекс"). Рядом по импровизированным комнатам расставили мебель, производимую в Иванове и Родниках - от фабрик "Диана", "Армос", "Лорес" и различных ИП: складные стулья-стремянки, столовые гарнитуры, детские растущие стульчики, игровые наборы для малышей, кресла-мешки... В сочетании с одеждой и аксессуарами, также made in Ivanovo, получилась стильная презентация возможностей местного легпрома.

    - Идею выставки мы вынашивали около полутора лет. В Ивановской области развивается не только производство текстиля (которое существовало исторически), постельного белья и домашней одежды, но и модных вещей, и мебели, и игрушек, и фарфора. Здесь замечательное наследие: в Музее ивановского ситца собраны потрясающие образцы тканей и рисунков. Хотелось показать, как они могут быть перестроены на современный лад. Ведь европейская массовая одежда штампованная, в ней нет национальной самобытности. Нам нужно использовать свои традиции - и дореволюционные кроки, и наработки конструктивистов 1920-1930-х годов. Но - обязательно зная меру, чтобы это не выглядело развесистой клюквой, - отметила куратор выставки, президент культурно-просветительского фонда "Магия моды" Наталья Козлова.

    Привлечь бизнес к нестандартному проекту было непросто, призналась руководитель Центра развития туризма гостеприимства Ивановской области Анастасия Грушецкая. Но, если учитывать положительные отзывы, подобные выставки могут стать регулярными.

    - Думаю, имеет смысл проводить конкурс дизайнеров и выставку на регулярной основе. Место очень удобное: вокзал - главная входная точка для людей, которые приезжают в Иваново и по делам бизнеса, и как туристы. Тут самая большая проходимость. Расписание "Ласточек" позволяет приехать из Москвы утром, а уже вечером отправиться домой, - пояснила "РГ" Анастасия Грушецкая. - И конечно, достижения в легкой промышленности - это то, что мы стараемся показать в первую очередь. Регион на третьем месте в стране по производству текстильной продукции. У нас появляются новые материалы: натуральные конопляные ткани, высокотехнологичные мембранные. Производители домашней одежды доказывают, что самые простые трикотажные костюмы могут выглядеть привлекательно.

    Ряд текстильных предприятий начинает осваивать сферу промышленного туризма. В городе есть несколько агентств, через которые можно записаться на подобные экскурсии и увидеть производство своими глазами.

    прямая речь

    Дмитрий Тугушев, директор департамента экономического развития и торговли Ивановской области:

    - Проект "Мода - народу!" интересен тем, что показывает, как можно преодолеть разрыв между промышленным производством и дизайнерами. А он у нас в стране огромный. Художники придумают коллекцию - и жалуются, что отечественные фабрики не могут ее отшить. Так там, может, технология не продумана, для массового выпуска не подходит... Или предприятия порой что-то выпустят - и удивляются, почему их товар не продается. Многие швейные производства избалованы корпоративными заказами: условному военному или нефтянику, по большому счету, все равно, какого кроя рукав на куртке, какого она оттенка... А потребительский рынок одежды, у которого в России большой потенциал роста, к таким вещам чувствителен. Там мода меняется чуть ли не каждую неделю.

    Западные производители освободили некоторую часть рынка (к слову, не такую уж и большую), и для наших компаний это положительный фактор. Посмотрите, по всей стране производство одежды показало рост на 20-25 процентов, та же "Глория Джинс" как прибавила... Понятно, что крупным фирмам проще делать такие инвестиции. Но и у средних и малых есть возможность расшириться.

    Ивановские компании активно пользуются господдержкой на лизинг оборудования, займами фондов развития промышленности - регионального (на суммы до 20 миллионов рублей) и федерального. Льготные инвестиционные кредиты - самый простой и понятный способ помочь производству. Финансировать оборотный капитал не так эффективно. Можно выделять бюджетные средства на рекламу и продвижение, но тут вопрос неоднозначный. Минпромторг начинал работу по популяризации российских брендов, и есть те, которые реально растут, а есть, увы, такие бабочки-однодневки... Какой прок давать фирме деньги на рекламу, если непонятно, кто вообще купит ее товар, нет внятного бизнес-плана, компетенций в продвижении. Или нет понимания, как она будет масштабировать производство, если реклама сработает и заказов резко станет больше.

    Поделиться