26.02.2024 20:05
    Поделиться

    Что приготовили романтикам в Гослитмузее

    Сегодня романтичным кажется ужин при свечах. А есть ли среди нас романтики - как представляли их два-три столетия назад, когда представления о романтизме были иными? Об этом удивительном направлении в истории мировой культуры рассказывает выставка "От элегии до хоррора: эпоха романтизма в России" в Государственном литературном музее.

    Романтизм, зародившийся на рубеже XVIII - XIX столетий в Германии, стал новым этапом в развитии искусства. В русской литературе этот период ознаменован появлением новых тем, мотивов, жанров, образов, преодолевавших рамки классицизма. В отличие от предшествующей эпохи с ее культом разума, романтиков волновал, как заметил Белинский, "внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца". Мечта и действительность столкнулись в их произведениях, породив вереницу героев нового типа, ищущих свободы в бунте, бегущих от обыденности в воображаемые миры.

    "Романтизм не просто объединяет разные виды искусства, он внедряет одно в другое: музыка входит в литературу, литература - в живопись, живопись - в моду. Показать это в небольшом пространстве музея сложно. Я отталкивалась от образов, которые становились популярны в литературе, - рассказывает куратор выставки, заведующая отделом "Дома Остроухова в Трубниках" Марина Краснова. - Поэтому и название выставки подчеркивает связь времен. Это была эпоха двоемирия, когда реальное соединялось с нереальным".

    Романтики искали свободу в бунте, эмигрируя от обыденности в воображаемые прекрасные миры

    На этой выставке мы часто встречаемся с юбиляром этого года Пушкиным: история романтизма "нанизана" на цитаты из "Евгения Онегина". В первом зале оказываемся в кабинете романтика, здесь собраны образы того времени, раскрывающие тему романтизма. Цилиндр "выдвигается" из стены, кровать с откинутым одеялом со строчками "Здесь почивал он, кофей кушал" парит в воздухе. Рядом - библиотека, составленная по списку книг из читальни Жуковского. Для романтиков книги были неотъемлемой частью, а в особенности книги трех кумиров: Байрона, Вальтера Скотта и Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

    Конечно, романтик обладал и пагубными привычками, например, играл в карты. Стоит приглядеться к необычной колоде с образовательным акцентом: на картах изображены гербы губерний и обозначено, сколько верст до Москвы.

    Следующий зал посвящен войне 1812 года, личностям Александра I и Наполеона. Рост патриотизма провоцирует появление исторического романа, от "Юрия Милославского..." до "Капитанской дочки".

    Третий зал отдан элегии и балладе и основан на стихотворении Жуковского "Невыразимое", на важной для романтиков мысли: во всем есть грусть, но есть и радость.

    Четвертый зал распахивает страницы фантастических повестей; в литературе проявляется женская тема, возможно, зарождается феминизм.

    Предпоследний зал отдан фольклору, тому, как народный язык входил в литературу. Зрителю предлагается, пройдя сквозь анфиладу образов давно ушедшей эпохи, ответить на вопрос: есть ли связь между нашим временем и романтизмом.