26.02.2024 19:45
    Поделиться

    Академик Андрей Рудской - о регулировании нейросетей и новом отделении РАН

    Новое отделение Российской академии наук должно объединить усилия 185 членов-корреспондентов и академиков РАН, а также петербургских промышленников и органов власти, чтобы вместе работать над программами развития не только региона, но и всей страны.
    Андрей Рудской: Развитие нейросетей надо регулировать не только в законодательном, но и в моральном аспектах.
    Андрей Рудской: Развитие нейросетей надо регулировать не только в законодательном, но и в моральном аспектах. / Олеся Курпяева

    Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании Санкт-Петербургского отделения РАН было подписано в мае 2023 года. А в конце октября прошло первое общее собрание, где состоялись выборы органов управления отделения и таким образом завершился этап его формирования. Создавая структуру организации, пошли нетрадиционным путем, рассказал "РГ" председатель отделения, академик РАН Андрей Рудской.

    Андрей Иванович, у РАН было три региональных отделения: Дальневосточное, Сибирское и Уральское. Почему новое создали именно в Петербурге, и в чем его отличие от других?

    Андрей Рудской: Во-первых, говоря об отличии, нельзя забывать, что Академия зарождалась в Санкт-Петербурге и существующая Российская академия наук, в свою очередь, была наследницей именно Петербургской академии наук. По сути, речь идет о восстановлении исторической справедливости.

    Во-вторых, конечно, учитывался научный потенциал города. У нас, в составе отделения уже сейчас 185 человек, а с учетом развития и вовлечения соседних регионов будет почти двести членов-корреспондентов и академиков РАН. Мы должны объединить их усилия. И это гораздо эффективнее делать в Санкт-Петербурге, где они непосредственно ведут свои исследования.

    Мы хотим консолидировать интеллектуальный потенциал петербургских ученых, чтобы они вместе с предприятиями и правительством города работали над программами развития. Объединить академическое и промышленное сообщества - наша миссия. Мы намерены не "витать в облаках", а вносить свой вклад в обеспечение технологического суверенитета страны.

    А в целом, как и у всей Академии, у нас триединая задача: популяризация науки, международная деятельность и экспертиза научных проектов.

    Вы сказали, что при создании структуры отделения пошли нетрадиционным путем. Это как?

    Андрей Рудской: У нас не тематические отделения, как это принято непосредственно в Российской академии наук, а Объединенные научные советы, сформированные по укрупненным направлениям областей знаний. На наш взгляд, это дает возможность более комплексного решения возникающих научных и технологических задач-вызовов, а также вносит принцип междисциплинарности.

    Каждый объединенный научный совет возглавляет лидер в своем направлении, совет по естественным наукам возглавляет директор знаменитого Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе Сергей Викторович Иванов. За прикладные науки и технологическое развитие промышленности отвечает научный руководитель Концерна ЦНИИ "Электроприбор", Герой труда Российской Федерации Владимир Григорьевич Пешехонов. Социальные и гуманитарные науки находятся под управлением директора Эрмитажа Михаил Борисовича Пиотровского. Очень важное направление наук о жизни возглавляет ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Сергей Федорович Багненко. И, наконец, за направление агробиотехнологий и продовольственной безопасности отвечает академик Виктор Иванович Долженко.

    Благодаря совместной работе ученых и медиков женщина после пяти лет жизни в инвалидной коляске теперь ходит, лишь слегка опираясь на трость

    Ученые - люди самостоятельные, а порой амбициозные. Сложно будет их объединить.

    Андрей Рудской: Считаю, нас уже объединяют любовь к Петербургу, совместные исследования для создания наукоемких продуктов и опять же междисциплинарность.

    Приведу пример: наш Политехнический университет совместно с медицинскими центрами города уже разработал технологию создания суставов. Путем обратного сканирования мы получаем 3D-модель, на основе которой выращиваем с помощью аддитивных технологий зеркальное отображение необходимого элемента - и остается его только закрепить, как в конструкторе. В результате женщина, которая после аварии пять лет провела в инвалидной коляске, отлично ходит, лишь слегка опираясь на трость. К таким результатам приводит именно совместная работа.

    На одной из пресс-конференций вы сказали, что интеграция науки и промышленности позволит в кратчайшие сроки создать глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения. Что это за продукция?

    Андрей Рудской: Приведу пример 2023 года, признанный на федеральном уровне, - создание газовых турбин большой мощности для энергетики. Это одна из отраслей, где мы очень зависим от импорта комплектующих. Теперь такие турбины выпускают в Санкт-Петербурге на АО "Силовые машины".

    В сложной ситуации находится отечественная микроэлектроника. В петербургском Политехе разработали технологический комплекс, на котором создаются наноструктуры, которые в дальнейшем используются в микроэлектронном производстве. Комплекс полностью заменяет импортные аналоги.

    И таких актуальных направлений много: беспилотные средства различного назначения, судостроение, биомедицина, приборостроение и так далее. В Петербурге есть все возможности для создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, способствующей решению задачи обеспечения технологического суверенитета страны.

    Как вы считаете, надо регулировать развития нейросетей? Если да, то каким образом?

    Андрей Рудской: Прежде всего отмечу, что искусственный интеллект в его классическом трактовании - определение будущего. Мы пока используем, скорее, понятие интеллектуальных помощников. В прошлом веке, даже во второй его половине, та или иная инженерная задача решалась десятилетиями. Сегодня речь идет о годах, месяцах, а порой даже часах.

    Гениальному конструктору, исследователю необходим инструмент, который поможет быстрее воплотить его идеи, сократив время на типовые расчеты и операции. Цифровое проектирование, моделирование, специальное программное обеспечение позволяют оптимизировать эти задачи. Поэтому искусственный интеллект обязательно будет развиваться.

    А поскольку это самообучающиеся системы, способные принимать те или иные решения, их надо регулировать. Причем не только в законодательном, но и моральном, этическом, психологическом аспектах.

    Каким будет для Санкт-Петербургского отделения, по сути, первый год работы, который совпал с 300-летием РАН?

    Андрей Рудской: Это год становления отделения, четкого определения задач и поиска партнеров.

    Наш город - колыбель Академии наук, она находилась здесь 196 лет. Создание ее Санкт-Петербургского отделения - историческое событие для российской науки, важная веха в развитии и реформировании. Мы шли к этому десять лет и огромная роль в том, что у нас появилось Санкт-Петербургское отделение РАН, безусловно, принадлежит академику, нобелевскому лауреату Жоресу Ивановичу Алферову.

    А важнейшими событиями года станет для нас станут заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и выездное заседание Президиума РАН, которые состоятся в Санкт-Петербурге в конце июня и пройдут в нашем доме - прекрасном здании на Университетской набережной.

    Поделиться