22.02.2024 14:07
    Поделиться

    Китай разрабатывает закон о поддержке частного предпринимательства

    Китай приступил к разработке закона о поддержке частного предпринимательства. Он призван "полностью уравнять в правах частный и государственный сектор экономики, обеспечить равный доступ государственных и частных компаний к рынкам и средствам производства, защитить законные интересы предпринимателей, повысить уровень защиты частной собственности", говорится в совместном пояснении минюста и госкомитета КНР по делам реформ и развития, которое цитирует информслужба мобильного приложения "Россия-Китай: главное".
    iStock

    Отмечено, что при разработке закона будет учтен "самый широкий спектр мнений" представителей бизнеса. Не исключено, что законодатели примут во внимание и результаты общенациональной экономической переписи, которая стартовала в самом начале года и продлится четыре месяца. Повышенное внимание переписчики уделят учету предприятий в секторах производства и услуг. Объективно, перепись эта производится не из праздного любопытства - на основе полученных данных будут сделаны выводы и проведена определенная корректировка государственной политики.

    Частный сектор на сегодня обеспечивает 50% внешней торговли и налоговых поступлений, 60% ВВП, 70% инноваций и 80% новых рабочих мест в КНР.

    Наблюдатели полагают, что в основу нового закона ляжет циркуляр ЦК КПК и госсовета КНР о поддержке частного предпринимательства от 19 июля 2023 года. Во всяком случае, пояснение Минюста к новому законопроекту практически слово в слово повторяет циркуляр полугодовой давности.

    Напомним, что в том документе были прописаны основные шесть мер поддержки частного сектора и две - по совершенствованию практик ведения бизнеса.

    Во-первых, отмечен курс на "постоянное снижение административных барьеров для выхода на рынок". Властям на местах строго запретили напрямую или косвенно чинить препоны для выходящих на новые рынки частных предпринимателей.

    Во-вторых, многое говорится о недопущении произвола властей и дискриминационной практики со стороны госкомпаний в отношении частников. Для этого, в частности, предполагается усилить контроль за исполнением антимонопольного законодательства, предотвратить злоупотребление административными полномочиями и устранить нечестную конкуренцию со стороны госпредприятий. Особенно отмечена необходимость "предотвратить незаконное административное вмешательство в рассмотрение и урегулирование споров между участниками рынка, искоренить протекционизм на местах". Кроме того, государственные учреждения и предприятия за несвоевременное или неполное выполнение контрактов с частными предпринимателями будут включаться в черный список, что ограничит их свободу действий на рынке.

    В-третьих, государство пообещало проявить терпимое отношение к ненамеренным административным нарушениям частного бизнеса. Обозначенная в документе схема "оповещение-предупреждение-принуждение" предполагает наказание нерадивого бизнесмена лишь за повторные нарушения, если он не обратил внимания на неоднократные предупреждения регуляторов. "Тем, кто нарушил закон впервые без причинения значительного ущерба и своевременно исправил свои ошибки, наказание не грозит", - говорится в циркуляре. При этом уделяется большое внимание повышению правовой осведомленности частных предпринимателей, чтобы те совершали меньше административных нарушений.

    В-четвертых, делается акцент на привлечение частного капитала к инновационной деятельности, в том числе за счет развития совместных проектов с госпредприятиями и НИИ. Предполагается "активное привлечение частного капитала к крупным научно-техническим проектам национального уровня".

    В-пятых, государство пообещало оказать помощь частному капиталу с выходом на зарубежные рынки, в том числе в рамках интеграционной инициативы "Одного пояса, одного пути". Предпринимателям государство пообещало "защиту от зарубежного протекционизма и односторонних санкций".

    Шестое - пожалуй, самое важное - решение заключается в дальнейшем расширении представительства бизнеса в высших органах государственной власти и поддержании постоянного диалога между частным капиталом и властными структурами. В частности, предполагается расширение рядов частных предпринимателей во Всекитайском собрании народных представителей - высшем органе государственной и законодательной власти КНР. Будут налажены механизмы постоянных консультаций бизнесменов с представителями центральных и местных властей во имя оперативной корректировки государственной экономической политики под нужды частного сектора.

    Что касается усовершенствования предпринимательской практики, то совместный циркуляр ЦК КПК и Госсовета КНР предполагает искоренение коррупции в частном секторе, а также повышение уровня социальной ответственности частного предпринимательства, в том числе - при осуществлении проектов за рубежом.

    Поделиться