20.02.2024 19:04
    Поделиться

    Празднование Нового года подстегнуло экономику КНР

    Праздники в честь Нового года по китайскому лунному календарю придали мощный стимул росту потребления, подстегнув экономику КНР и положив хороший задел на ее развитие в 2024-м. Об этом сообщает информслужба мобильного приложения "Россия-Китай: главное".

    "Китайский потребитель наконец вышел из спячки и зашевелился", - констатировал экономист HSBC Фредерик Ньюманн, комментируя итоги "золотой недели" новогодних каникул в Китае.

    Действительно, самый любимый праздник китайцев продемонстрировал невероятные показатели роста потребительской активности по таким традиционным направлениям экономики досуга, как туризм, шоппинг и развлечения. Потребление умело простимулировали ритейлеры: сезон новогодних скидок на этот раз растянули на целый месяц. Он стартовал еще 18 января и продлился до 17 февраля.

    Волну новогоднего шоппинга оседлали производители и продавцы предметов роскоши и ювелирных изделий. Взрывной рост, в частности, показали продажи золотых украшений, которые стали популярным новогодним подарком среди представителей возрастной группы от 25 до 34 лет. Доля создаваемого ими спроса за последние два года выросла с 16% до почти 60% от рынка, рассказали в Китайской ассоциации золотодобытчиков. В ближайшие годы, по мнению аналитиков, основными клиентами ювелирных магазинов станет молодежь в возрасте до 25 лет. Напомним, что КНР по итогам 2023 года вышла на первое место в мире по потреблению золотых украшений, обогнав Индию. Потребление золотых украшений в Китае в минувшем году выросло на 10% - до 630 тонн. В Индии этот показатель упал на 6% - до 562 тонн. Новогодняя "золотая лихорадка" в Китае дает все основания считать, что страна сохранит глобальные лавры первенства по потреблению ювелирных изделий из золота.

    Новые высоты лакшери-шоппинга показали специализирующиеся на продаже предметов роскоши магазины беспошлинной торговли на курортном острове Хайнань. Объем новогодних продаж в них достиг 2,5 млрд юаней (около $346 млн) с ростом на 60% в годовом исчислении. Дьюти-фри посетили 298 тыс. человек, каждый в среднем потратил 8,4 тыс. юаней на шоппинг. Покупателей завлекали ваучерами, которые давали скидки в среднем на 15%. Так, в городах Хайкоу и Санья эмитировано скидочных талонов на общую сумму 30 млн юаней.

    Впрочем, щедрость хайнаньских ритейлеров меркнет по сравнению с фейерверком подарков и скидок, устроенным во время новогоднего гала-концерта на центральном телевидении Китая. В это шоу через новые медиа были интегрированы многие коммерческие акции. Так, только интернет-гигант JD раздал на площадке гала-концерта 100 млн подарков и 3 млрд скидочных купонов. Опыт коммерциализации новогоднего шоу оказался успешным и с медийной точки зрения: гала-концерт за шесть часов набрал 14 миллиардов просмотров - это в 10 раз больше, чем все население Китая и в 1,7 раз больше всего населения Земли. Секрет в том, что большинство зрителей смотрели шоу сразу по нескольким каналам: не только на телеэкране, но и на интегрированных в гала-концерт площадках электронной коммерции, предлагавших множество новогодних скидок и подарков.

    Смотрели, впрочем, не только новогоднее шоу - на праздники грянул бум походов в кино. По итогам восьмидневных выходных кассовые сборы китайских кинотеатров обновили рекорд, достигнув 8 млрд юаней (около $1,1 млрд). Лидерами показа стали отечественные ленты.

    Не было отбоя от посетителей не только в кинотеатрах, но и в ресторанах. По данным платформы электронной коммерции Meituan, предзаказы на новогодние ужины в заведениях общепита подскочили втрое по сравнению с 2023-м.

    Наконец, самым популярным развлечением на нынешние новогодние праздники стали туристические поездки - как по стране, так и за рубеж. Большинство китайцев продолжают отдавать дань традиции, которая требует встретить Новый год в кругу семьи у домашнего очага. Однако традицию все чаще чтут в урезанном варианте: посидев пару дней дома и навестив родственников, китайцы массово едут путешествовать.

    По данным министерства культуры и туризма КНР, на новогодние выходные по стране совершено 474 млн турпоездок. Рост составил 34,3% по сравнению с праздником Весны-2023 и 19% по сравнению с докоронакризисным лунным Новым годом-2019. В турпоездках по стране китайцы потратили 632,7 млрд юаней. Рост составил 47,3% по сравнению с прошлым годом и 7,7% по сравнению с 2019-м.

    Статистика свидетельствует о сломе сохранявшейся с начала пандемии привычки китайцев экономить на туризме и развлечениях. Со снятием антиковидных ограничений этот тренд долгое время не удавалось переломить. Так, на прошлогодних майских праздниках при росте турпотоков на 19% расходы туристов увеличились только на 0,7%. На нынешних каникулах темпы увеличения доходов турсектора стали сопоставимы и даже превысили показатели роста турпотока.

    Самыми "горячими" направлениями новогоднего внутреннего туризма в нынешнем году оставались крупнейшие города. В Пекине и Шанхае бронирование отелей на Новый год выросло на более чем 50% по сравнению с новогодними праздниками-2023. За восемь дней праздников китайскую столицу посетили 17,5 млн гостей с ростом на 37,4% по сравнению с новогодней "золотой неделей"-2023. Доходы муниципального турсектора подскочили на 40% в годовом исчислении - до 28,65 млрд юаней. Самым популярным развлечением в Пекине осталось посещение новогодних храмовых ярмарок, знаменитых своими красочными представлениями и кулинарными изысками. Пекинские храмовые ярмарки в этом году посетили больше 5 млн человек.

    Новым хитом стали туры "на север". Так, на площадке туристического портала Tuniu все туры в Харбин, самый северный китайский уезд Мохэ и живописные горы Чанбайшань в провинции Цзилинь были распроданы еще в середине декабря - за два месяца до начала новогодних праздников. По мнению наблюдателей, феномен отчасти связан с проходившей в преддверии зимних ОИ-2022 общенациональной кампанией по популяризации зимних видов спорта: правительство поставило задачу привлечь к ним 300 млн человек, фактически - каждого пятого жителя КНР. Это повысило интерес не только к снежным спортивным курортам - но и к северным регионам в целом. Однако еще более весомую роль сыграли онлайн-знаменитости, которые в нынешнем году массово отправились освещать фестиваль снега и льда в Харбине. В результате проводимый уже не одно десятилетие "местечковый" фестиваль превратился в общенациональных хит. В пиковое время на него съезжалось более миллиона человек в день, поток туристов в Харбин на новогодние праздники подскочил на 83% по сравнению с новогодними выходными прошлого года.

    Много ездили за рубеж. Объем трансграничного пассажиропотока на новогодние праздники подскочил в 2,8 раз по сравнению с новогодней "золотой неделей"-2023. Границу КНР пересекали 13,5 млн раз. В том числе, в КНР с туристическими целями въехали 3,23 млн иностранцев, путешествовать за рубеж отправились 3,6 млн китайцев.

    Заданный новогодними гуляниями тренд на развитие туризма будет продолжен, уверены наблюдатели. По прогнозам, в 2024-м объем турпоездок внутри страны достигнет 6 млрд, объем трансграничного туризма (как въездного, так и выездного) - 260 млн поездок с ростом на 36,8%. Что касается отдельно взятого выездного туризма из КНР, то, по прогнозу Oxford economics, он вырастет вдвое по сравнению с показателями 2023-го. Это, несомненно, принесет солидный барыш туристическому и отельному бизнесу за рубежом. По данным Mastercard, с окончанием пандемии COVID-19 продолжительность зарубежных туристических поездок китайцев увеличилась, как и их расходы на отдых. Если в докоронакризисном 2019 году средняя продолжительность зарубежной турпоездки гражданина КНР составляла девять дней, то в году 2023-м - уже 11. На 16% увеличились расходы на отдых за рубежом. Если в 2019-м они в среднем составляли 34,3 тыс. юаней ($4,9 тыс.), то в минувшем году - 39,8 тыс. ($5,7 тыс.).

    Китайское туристическое агентство Tuniu, в свою очередь, отметило изменение привычек китайского туриста: если раньше многие путешествовали в больших группах, то сейчас предпочтение отдается индивидуальным поездкам или малым группам. Кроме того, все больше китайцев ориентируются на дорогие высококлассные туристические услуги, не экономя на отелях и ресторанах.

    Впрочем, неизменной осталась страсть китайских туристов к шоппингу в зарубежных турах. По данным консалтинговой компании Bain&Company, сегодня китайский шоппинг в зарубежных турпоездках обеспечивает 8% от глобального потребления предметов роскоши, а к 2030 этот показатель подскочит до 14%.

    Наблюдатели верят, что прошедшие новогодние праздники станут трамплином к скачку потребительской активности, которая крайне важна для экономики КНР: в минувшем году именно конечное внутреннее потребление обеспечило 82,5% национального экономического роста. Подводя итоги новогодней "золотой неделе", специалисты также отмечают, что Китай сумел построить эффективную экономику досуга: страна не просто любит работать, но и умеет отдыхать с прекрасной экономической отдачей.

    Поделиться