В Москве отреставрировали зал, в котором пели Леонид Утесов и Лидия Русланова

Репетиционный зал для Государственного Кремлевского оркестра одновременно и новый, и очень старый. Новый - потому что только что открыт после серьезной реставрации, которую провели силами Управления делами Президента РФ. А старый… Его знали под именем "студия номер два" такие люди, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Муслим Магомаев, Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Ирина Аллегрова, Толкунова и многие другие звезды.
Игорь Елков

Зал находится в Доме звукозаписи - это и историческое здание, и одновременно сакральное место в центре Москвы. Поскольку построено на месте храма в честь Георгия Победоносна, в котором в 1877 году венчался с девицей Антониной Милюковой 37-летний Петр Чайковский. Храм простоял с 1777 по 1933 год. При советской власти разрушен. Но в 1938 году на его месте построили Дом Звукозаписи Гостелерадио СССР. Среди возлагаемых задач на этот дом - фабрика по выпуску грампластинок, а также три основных студии звукозаписи. "Причем все три студии были построены как отдельные мини-здания внутри общего здания, - говорит заместитель управляющего делами Президента РФ Ольга Лякина. - Это уникальные конструктивные особенности, их мы сумели в ходе реставрации сохранить".

Легендарные фронтовые сводки (а для москвичей - еще и сигналы воздушной тревоги) читались и объявлялись именно отсюда. А в ночь на 9 мая 1945 года в его стенах Юрий Левитан произнес эпохальные слова о Победе. О нашей Победе.

"Открытие зала - важное событие не только для Кремлевского оркестра, но и для музыкальной общественности, - продолжает зам управделами Президента Ольга Лякина. - Мы надеемся, что этот шаг станет основой для того, чтобы возродить звукозаписывающий комплекс, которым всегда славился Дом звукозаписи. Это была одна из самых больших в мире студий. И на сегодняшний день у нас есть все перспективы возрождать замечательную традицию, которая была заложена еще в советские годы".

А еще, по мнению Ольги Юрьевны, зал тем хорош, что он универсальный: "Здесь могут репетировать и малые составы, и большой симфонический оркестр, и камерный, и духовой. Акустика позволяет услышать и оценить объем всего оркестра, и отдельного солиста. Можно провести и репетицию, и сделать запись. Это помещение позволяет делать музыкальные шедевры".

И это при том, что, по свидетельству главного архитектора мастерской "БГ Студио" Павла Глушенкова, когда реставраторы принимались за работу, легендарный зал представлял из себя "печальное зрелище": "Голые кирпичные стены, - вспоминает архитектор. - А ведь в лучшие годы из этих стен выходило до 200 тыс. пластинок в год".

Фото: Игорь Елков

Не стал подавлять эмоции и худрук и главный дирижер Государственного Кремлевского оркестра Константин Чудовский. "Правда, эмоции просто переполняют, - говорит маэстро. - Мне все очень нравится: объемный, глубокий и чистый звук. Можно играть очень-очень тихо, когда слышен каждый инструмент и каждая нота, а можно доходить до пределов громкости. Специально на презентацию подобрали произведения, где "большое форте", т.е. когда очень громко. Результат: превосходно слышна детализация, слышен каждый инструмент, слышен тембр. Я испытываю огромное удовольствие, надеюсь, очень скоро мы эту студию обживем. И звук будет все глубже чище и интереснее".

Музыканты исполнили произведения Петра Чайковского и Макса Бруха. Также состоялось выступление скрипача Вадима Репина - первое совместное с Кремлевским оркестром. Зрителей на презентации формально не было: только журналисты. Но мы не пожалели ладош для полноценной овации.