06.02.2024 10:34
    Поделиться

    В Ярославле изымут участки у собственников для строительства нового моста

    У собственников изымут 41 участок для строительства третьего моста через Волгу. Соответствующая процедура уже запущена. Кроме 41 земельного участка изъятию подлежат 25 объектов капитального строительства, из которых шесть - производственные здания.
    Открытый в 1966 году Октябрьский мост сегодня загружен на 104 процента.
    Открытый в 1966 году Октябрьский мост сегодня загружен на 104 процента. / Ирина Штольба

    "РГ" ранее уже писала, что идее о строительстве в городе так называемой Карабулинской развязки - больше полувека. Проект южного полукольца был включен в генплан Ярославля еще в 1971 году. Вопрос не один раз серьезно прорабатывался без какого-либо практического результата, много позднее к проекту добавили третий волжский мост, однако масштабный и дорогой проект так и не был реализован.

    Надежда на успешное решение подзависшей задачи появилась в августе 2022 года после рабочей встречи в режиме ВКС президента РФ Владимира Путина с тогда еще врио губернатора Ярославской области Михаилом Евраевым, который подчеркнул, что без строительства Карабулинской развязки и третьего моста через Волгу сложно представить дальнейшее развитие региона.

    - Дело в том, что огромный поток идет по трассе М-8 к Ярославлю из многих регионов. И весь этот поток транспорта, въезжая в центральную часть города, во многом идет по единственной дороге - Московскому проспекту, в зону ЮНЕСКО и далее через Октябрьский мост в левобережную часть города. Это является серьезным препятствием для развития Ярославля: у нас очень серьезные пробки, - объяснял президенту Михаил Евраев.

    Уже в конце 2022 года компания "Институт Гипростроймост" представила общественности технологический и ценовой аудит проекта реконструкции Московского проспекта со строительством транспортных развязок и третьего моста через Волгу, а также предпроект. Ориентировочная стоимость всего объекта протяженностью 10,5 километра и с семью транспортными развязками тогда оценивалась в 50 миллиардов рублей, самого моста - в 18 миллиардов. А поскольку объект очень крупный и дорогостоящий, было принято решение воплощать его в пять этапов. И начать именно со строительства мостового сооружения.

    Проект южного полукольца был включен в генплан Ярославля еще в 1971 году

    По словам заместителя министра дорожного хозяйства Ярославской области Оксаны Петровой, место для размещения моста было выбрано таким образом, чтобы как можно меньше пришлось изымать земельных участков и домов у собственников, а также уменьшить расходы на само строительство.

    - Очень много возникало вопросов по размещению моста: почему именно в этом месте, а не в другом, - рассказывает замминистра. - При проведении технико-экономического аудита, то есть предпроектного исследования, рассматривались генеральный план Ярославля, социально-экономическое развитие города и в целом региона, а также транспортные потоки, поэтому мост "посадили" так, чтобы, во-первых, минимизировать затраты на его строительство посредством его протяженности, во-вторых, увеличить пропускную способность Московского проспекта и проспекта Фрунзе (фактически это строительство полукольцевой магистральной автомобильной дороги, которая будет иметь выход на Углич) и, конечно, чтобы как можно меньше пришлось изымать земельных участков, домов и других строений у собственников, а также заниматься переустройством коммуникаций.

    Поскольку и ярославские власти, и сами горожане давно говорят о необходимости строительства третьего моста, новость о том, что реализация проекта начала приобретать какие-то ощутимые формы, в обществе вызвала в целом одобрение. Чего не скажешь о тех ярославцах, чьи участки и дома попали в список изымаемых: их владельцы, многие из которых прожили в этих местах всю жизнь, покой теперь потеряли. На правом берегу Волги в Ярославле под изъятие попали несколько производственных объектов, в том числе цехов, а вот на левом мост зайдет в частный сектор - в основном на улицу 1-ю Шоссейную. Всего на обоих берегах будут изъяты 41 земельный участок и 25 объектов капитального строительства.

    - Конечно, мы не хотим никуда уезжать, - говорит жительница улицы 1-й Шоссейной Любовь Порошина. - Куда из частного дома с участком можно в городе уехать? Мы очень переживаем, привыкли здесь и ничего менять не хотим.

    Несмотря на это, в Министерстве дорожного хозяйства стараются выйти с людьми на конструктивный диалог и надеются пройти этот сложный этап без судов. В ведомстве говорят, что по рыночным ценам будут оцениваться не только земля и строения, но и, к примеру, даже количество плодовых деревьев и кустов на участке, то есть упущенная выгода. Компенсацию можно будет получить либо в денежном, либо в натуральном виде (квартиры, земельного участка и так далее). Причем незарегистрированная недвижимость учету и оценке тоже подлежит. А вот компенсация морального вреда в этом случае законом не предусмотрена.

    - Мы уведомили жителей о предполагаемом изъятии земельных участков и объектов капитального строительства и далее в течение 60 дней в Министерстве дорожного хозяйства проводим прием граждан, чтобы учесть те их права, которые не учтены сейчас в Едином государственном реестре недвижимого имущества, - пояснила Оксана Петрова. - Например, житель построил дом, но на учет его не поставил. Чтобы у нас было понимание, есть ли у нас такие объекты, мы и проводим эти консультации.

    В дорожном ведомстве заверили, что работа будет проводиться индивидуально с каждым собственником, "чтобы обеспечить полное понимание ситуации". По результатам предварительной оценки из областного бюджета на компенсации собственникам изымаемой недвижимости пока выделено 324 миллиона рублей. Но, поскольку в оцениваемую массу будет включаться вся недвижимость, в том числе неучтенная, эта цифра наверняка вырастет.

    Оксана Петрова сообщила, что компания "Институт Гипростроймост" сейчас выполняет рабочий проект моста и летом этого года документацию планируется направить на госэкспертизу.

    Справка РГ

    Сегодня Ярославль располагает двумя автомобильными мостами через Волгу. Один - Октябрьский в центральной части города - был открыт в 1966 году. Второй - Юбилейный в северной части - в 2006-м, незадолго до тысячелетия Ярославля, отмечавшегося в 2010 году. Поскольку Заволжский район активно застраивается, существующих мостовых переправ городу явно недостаточно. По данным регионального Министерства дорожного хозяйства, уровень загрузки Октябрьского моста составляет 104 процента, Юбилейного - 99 процентов. Открытие третьего мостового сооружения через Волгу позволит снизить загрузку первых двух мостов соответственно до 77 и 62 процентов.


    Поделиться