30.01.2024 00:00
    Поделиться

    Счетная палата оценила эффективность ИПР с низким уровнем социально-экономического развития

    Счетная палата оценила эффективность реализации индивидуальных планов развития регионов (ИПР) с низким уровнем социально-экономического развития, рекомендовав скорректировать модель их реализации для достижения более значимых эффектов. Об этом рассказали в пресс-службе Счетной палаты.

    Там подчеркнули, что в целом ИПР способствуют улучшению динамики показателей социально-экономического развития регионов, обеспечивают новые рабочие места и приток инвестиций, а также позволяют регионам решать их специфические локальные задачи, для которых отсутствуют действующие механизмы поддержки.

    Напомним, ИПР были разработаны в 2020 году для 10 регионов с низкими показателями социально-экономического развития. В их числе Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва и Чувашия, а также Курганская и Псковская области и Алтайский край. Цель ИПР - улучшить показатели этих регионов по уровням безработицы и бедности, темпам роста физического объема инвестиций в основной капитал и реального среднедушевого денежного дохода населения.

    На период реализации ИПР с 2020-го по 2024-й год объем их финансирования составил 52 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.

    "Наш анализ показал, что регионы, в которых реализуются ИПР, развивались быстрее средних показателей по стране. По состоянию на 1 июля 2023 года в результате реализации мероприятий ИПР создано более 12 тысяч рабочих мест и привлечено более 172 млрд рублей инвестиций", - рассказала аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, которую цитирует пресс-служба.

    В то же время в Счетной палате отмечают, что анализ выявил недостатки, которые не позволяют использовать потенциал этого инструмента в полном объеме. В частности, отмечается, что предусмотренный объем финансирования ИПР недостаточен для достижения кардинальных изменений социально-экономического развития.

    "Выделяемый ежегодно 1 млрд рублей из федерального бюджета в рамках программы практически не меняет общей конфигурации консолидированных бюджетов в регионах. Так, доля ИПР от поступивших в регионы межбюджетных трансфертов в 2020 - 2022 годы составляла от 1,3% до 8,5% (в среднем 3,7%) и имела тенденцию к сокращению. Поэтому для получения значимого эффекта требуется увеличение финансирования ИПР", - подчеркивает Трунова.

    В этой связи Счетной палатой предложено рассмотреть возможность изменения модели формирования, реализации и финансирования ИПР. В частности, предлагается проработать новый подход к определению объема финансирования ИПР, предусматривающий отказ от практики предоставления трансферта всем регионам в одинаковом объеме без учета специфики их социально-экономического развития, а также обеспечить соразмерность объема финансового обеспечения ИПР перечню запланированных мероприятий и его согласование с соответствующим регионом до составления ИПР.

    В свою очередь замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, которого также цитирует пресс-служба, отметил, что кассовое исполнение программы составило 98,2 %. За последние три года завершено 82 мероприятия, что позволило создать 12 тыс. новых рабочих мест, привлечь более 90 млрд рублей частных инвестиций.

    По словам генерального директора Союза российских городов Андрея Максимова, представленный Счетной палатой доклад стал первым опытом глубокой системной оценки нового инструмента стимулирования регионального развития, запущенного в России с 2020 года.

    "Учитывая, что действующие ИПР в десяти субъектах РФ рассчитаны до 2024 года включительно, проведенное исследование оказалось своевременным и дающим основание для решений правительства относительно формата дальнейшего использования ИПР регионов на среднесрочный период с 2025 года", - заключил он.

    Поделиться