17.01.2024 11:33
    Поделиться

    На Кубани телефонные мошенники стали использовать искусственный интеллект

    Виртуальные мошенники становятся все изощреннее, и число обманутых ими граждан растет с каждым годом. К примеру, если на Кубани в 2022 году телефонные аферисты обманом завладели суммой, превышающей три миллиарда рублей, то в минувшем эта цифра оказалась почти вдове больше, достигнув пяти миллиардов 700 миллионов рублей.
    Виртуальные мошенничества аферисты теперь соврешают даже с помощью искусственного интеллекта.
    Виртуальные мошенничества аферисты теперь соврешают даже с помощью искусственного интеллекта.

    Причем мошенники осваивают современные технологии, научившись "добывать" деньги буквально из воздуха.

    Так, прокуратура Железноводска Ставропольского края после проведенной проверки наложила штраф на одного из операторов связи. Как мы уже сообщали, организация пропустила звонок мошенников из-за рубежа с подменным номером телефона, использующим нумерацию, соответствующую российской системе. В результате у местного жителя обманом похитили свыше полумиллиона рублей. По данному в отношении оператора телефонной связи было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ ("Неисполнение оператором связи обязанности по прекращению оказания услуг связи").

    Схемы современных аферистов разработаны профессионально и отточены

    По результатам рассмотрения постановления прокурора фирме назначен штраф в размере 600 тысяч рублей.

    На Кубани этот вид мошенничества пока не стал массовым, а единичные факты здешние правоохранители пресекали, что называется, на корню. По словам заместителя начальника отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павла Гензерского, в прошлом году в регионе было выявлено свыше 30 подобных фактов.

    - После установки факта подмены абонентского номера, мы направляем материал в прокуратуру, которая правомочна выходить с представлением о привлечении к ответственности сотового оператора, - пояснил Павел Юрьевич в беседе с корреспондентом "РГ". - Поскольку пока на Кубани никого из сотовых операторов к ответственности не привлекли, можно сделать вывод, что преступные действия были пресечены вовремя: нанести ущерб они просто не успели.

    Но вот о новом виде виртуального мошенничества надо обязательно рассказать. Речь идет об использовании искусственного интеллекта, с помощью которого злоумышленники генерируют голосовые обращения владельцев аккаунтов и вымогают деньги у контактирующих с ним людей, прикрепляя фото банковской карты с именем и фамилией. На первом этапе они взламывают аккаунты Telegram или WhatsApp с помощью ложных голосований. Затем скачивают сохраненные голосовые сообщения и создают новые уже с нужной информацией, а затем рассылают их в личные и групповые чаты с просьбой одолжить большую сумму денег. Причем подкрепляют их сгенерированными голосовыми сообщениями и отфотошопленными банковскими картами с поддельными именами получателей.

    - На эту удочку чаще всего попадаются доверчивые, финансово не образованные люди, - рассказал Павел Гензерский. - Некоторые из них, пытаясь самостоятельно найти источник дохода, видят объявления в интернете с обещаниями быстрого обогащения. Схемы аферистов разработаны профессионально и отточены. На потенциальную жертву давят психологически и не дают времени для осмысления и анализа ситуации. Ведь сегодня это индустрия с внушительными по количеству сотрудников кол-центрами. Здесь есть психологи, хакеры, программисты, сборщики и продавцы телефонных баз и т. д. И, несмотря на то, что вроде все знают основные схемы мошенников, на их удочку продолжают попадаться доверчивые граждане. Довольно часто среди них встречаются педагоги и медицинские работники. Нередко им звонят от имени главного врача больницы - все данные берут с открытых сайтов. В мессенджере, как правило, высвечивается фотография начальника, иногда и голос его звучит в телефонной трубке. Подчиненному рекомендуют следовать указаниям представителя "правоохранительной структуры" либо кредитной организации, что он и делает. В результате, движимый благими побуждениями, он расстается с личными накоплениями либо берет кредиты.

    По его словам, о том, что их обманули, люди узнают только после звонков из банка с требованием о возврате взятых в рассрочку денег.

    - Из-за упущенного времени злоумышленникам удается запутать следы. Но ловим их и отдаем под суд. В прошлом году на Кубани закончено производство двух тысяч уголовных дел, связанных с виртуальным мошенничеством. Свыше тысячи злоумышленников были привлечены к ответственности, получив наказание до пяти лет лишения свободы, - отметил Гензерский

    Кстати

    Полицейские настоятельно советуют никогда не осуществлять финансовые операции под диктовку неизвестного человека. Только тогда преступники не будут обогащаться за ваш счет.

    Поделиться