16.01.2024 20:40
    Поделиться

    В Банке России рассказали, по каким фразам распознать телефонного мошенника

    Распознать афериста, который хочет украсть ваши деньги, зачастую непросто в любом незнакомце, а уж особенно по телефону. Эти злые люди нередко представляются сотрудниками самых разных ведомств, присылают в мессенджерах поддельные удостоверения и знают, как вызвать в человеке нужные эмоции.

    Финансовые мошенники часто меняют сценарии общения. Но есть фразы, которые они особенно часто говорят по телефону потенциальным жертвам. О том, что это за фразы, рассказали в Банке России.

    1. "Оформлена заявка на кредит"

    Если вы не оставляли заявку, а вам сообщают о предварительно одобренном кредите, то нужно сразу же положить трубку. Продолжать разговор точно не стоит. Иначе, сказав лишнего, вы можете помочь мошенникам оформить на вас кредит и похитить деньги.

    2. "Сотрудник Центробанка"

    Настоящие сотрудники Банка России не звонят и не пишут гражданам для совершения каких-либо банковских операций. Как и в целом тоже - об этом написано в том числе на главной странице сайта ЦБ. Так поступают только лжесотрудники. То же самое относится к звонкам разнообразных "капитанов полиции" и "следователей Следственного комитета".

    3. "Специальный или безопасный счет"

    Это распространенная легенда финансовых аферистов, которые убеждают людей перевести сбережения на "специальный" счет. Они предлагают сделать это якобы для сохранности денег. Однако запомните раз и навсегда: "специальных" ("безопасных", "защищенных" и так далее) счетов в принципе не существует.

    4. "Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию"

    Реальные работники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону, не запрашивают финансовые данные и не предлагают поучаствовать в задержании мошенников обычным клиентам банков. Настоящая жизнь и тем более все, что связано с деньгами, все же скучнее детективного сериала.

    5. "Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция"

    Такие операции банки могут приостанавливать самостоятельно. Если у банка возникнут сомнения, его представитель действительно может написать вам в чате онлайн-банка или позвонить. Но разница в том, что настоящий работник банка всегда будет звонить только с официального номера (и это не мобильный номер и уж тем более не звонок через WhatsApp). Кроме того, реальный работник банка никогда не попросит клиента по телефону совершить какие-либо операции по карте.

    6. "Истекает срок действия сим-карты"

    Здесь даже малейшего сомнения быть не может. Если вы слышите по телефону что-то подобное, то со стопроцентной вероятностью общаетесь с мошенником. У сим-карты мобильного оператора срока годности в принципе не существует. И если она когда-то и будет нуждаться в замене, то уж точно не по этой причине.

    7. "Продиктуйте код из СМС-сообщения"

    Классика жанра. Нужно запомнить, что код из СМС в современном мире де-факто стал аналогом собственноручной подписи. Его никогда и никому нельзя сообщать и пересылать. Поэтому большинство СМС-сообщений с кодами, которые присылают для подтверждения операций банки и интернет-магазины, сразу сопровождаются аналогичным предупреждением.

    8. "Вас беспокоит сотрудник службы безопасности банка"

    Отличить мошенника от настоящего сотрудника службы безопасности легко. Аферист будет интересоваться данными вашей карты (номер, даты действия, CVV-код из трех цифр на обратной стороне карты) или кодом из СМС. Мошенник в большинстве случаев не сможет сообщить вам актуальный остаток по счету.

    Да и в целом, если с вами по телефону вдруг заговорили о деньгах и счетах, то самое правильное и универсальное решение здесь - положить трубку. После этого, если есть сомнения, нужно перезвонить по официальному телефону банка (есть на обратной стороне карты) или на номер горячей линии (есть на сайте банка). Номер следует набирать вручную.

    Универсальное правило защиты от мошенников: помнить, что денежное дерево растет только в сказках. Фото: Wikipedia
    Ситуация

    Пенсионер несколько лет получал пенсию билетами "банка приколов"

    Московский пенсионер несколько лет получал пенсию наличными из "банка приколов", сообщил телеграм-канал Shot со ссылкой на слова самого потерпевшего. Это сувенирные деньги, очень похожие на настоящие купюры, только вместо надписи "Билет Банка России" в правом верхнем углу на них размещена надпись "Билет Банка Приколов". Кроме того, они заметно отличаются от настоящих бумажных денег на ощупь.

    Как следует из сообщения, жертвой стал 84-летний мужчина. Он получал пенсию наличными. Деньги каждый месяц ему приносил один и тот же почтальон. Полученные купюры пенсионер складывал в сейф, где скопил таким образом 2 млн рублей. В итоге вся эта сумма оказалась из "банка приколов".

    Вскрылось это перед Новым годом, когда пенсионер попросил социального работника взять из сейфа 5 тыс. рублей, чтобы оплатить коммунальные услуги. Соцработник обратила внимание, что купюра ненастоящая и сказала об этом. Пенсионер решил проверить свои сбережения и обнаружил, что все купюры до единой - фальшивые.

    Как обращают внимание юристы, конкретно в этом случае сделать ничего нельзя: ситуация известна только со слов потерпевшего, а обвинить почтальона невозможно: деньги долгое время находились наедине с пенсионером, поэтому подменить их мог кто угодно (включая и его самого). Так что доказательств того, что кто-то вообще что-то украл, нет.

    При этом случаи с подменой настоящих купюр сувенирными происходят с завидной регулярностью. Как писала "Российская газета", в ноябре полиция в Липецке возбудила уголовное дело по факту выдачи 89-летней жительнице Задонского района пенсии поддельными деньгами. Банкноты "банка приколов" обнаружила 53-летняя невестка пенсионерки. Проведенное своими силами расследование установило, что иных финансовых поступлений, кроме выданной на почте пенсии, у пенсионерки в последнее время не было.

    Далее в дело вступила полиция, отыскавшая 38-летнюю сотрудницу почты, выдавшую необычную пенсию. Женщина созналась в подмене пяти банкнот и возместила треть ущерба. Весь нанесенный убыток оценен в 12 тыс. рублей.

    Как ранее напоминали в прокуратуре города Севастополя, использование для расчетов сувенирной продукции вместо настоящих банкнот преследуется по закону. Если сумма ущерба не выше 2500 рублей, то наступает административная ответственность (штраф, арест или обязательные работы). Если сумма ущерба выше 2500 рублей, то возбуждается уголовное дело по статье "Мошенничество". В этом случае наказанием может быть как штраф до 120 тыс. рублей, так и лишение свободы на срок до двух лет (при мошенничестве в особо крупном размере - и до 10 лет).

    В Госдуме и Банке России время от времени возвращаются к вопросу запрета денег из "банка приколов". При этом речь никогда не шла о полном запрете подобной продукции. Предлагалось разрешить только выпуск сувенирных денег, которые бы серьезно отличались по размеру от настоящих в большую или меньшую сторону. Этого было бы явно достаточно, чтобы не перепутать их. Однако конкретных шагов в эту сторону сделано пока не было.

    Пенсию наличными сейчас получают 12 млн российских граждан, это больше четверти всех российских пенсионеров. Не сказать, что все они находятся в зоне риска, но выборка для потенциальных мошенников, подменивающих купюры, получается действительно большой.