12.01.2024 15:42
    Поделиться

    "Самое тяжелое - принятие грамотных решений"

    Командир добровольческой бригады рассказал о непростой обороне Соледара
    Говорит он вполголоса, в словах нет и тени рубящего уставного тона. Взгляд внимательный и доброжелательный. Про таких говорят "труженик войны". С командиром первой добровольческой штурмовой бригады "Волки" (позывной Багдад) мы встретились после поездки в Соледар, где его солдаты держат оборону с апреля месяца.
    Командир штурмовой бригады "Волки" с позывным Багдад.
    Командир штурмовой бригады "Волки" с позывным Багдад. / Из личного архива Багдада

    Встретились незадолго до Нового года, когда по всей стране на улицах зажигались елки, а люди спешно закупали шампанское и мандарины к столу. На передовой было не до звонких тостов, поэтому разговор получился непраздничным.

    Расскажите о вашей штурмовой бригаде. Слышала, что она стала первым подразделением в России, куда начали принимать ветеранов боевых действий с иностранным гражданством.

    Багдад: Наше подразделение получило статус бригады в феврале 2023 года из-за расширения к тому времени батальонной тактической группы. Выступаем в составе первого добровольческого экспедиционного корпуса России. Причем комплектование смешанное: есть контрактники, мобилизованные и категория Z, иными словами, бывшие заключенные.

    И да, признаюсь, мы первые начали принимать иностранцев - преимущественно обращались сербы, мексиканцы и даже колумбийцы. Они достаточно хорошо организованы, многие были представлены к государственным наградам. Бойцы очень разные, каждый со своим характером и личной историей. Но мы никого не выделяем, для меня они все - свои.

    К вам часто просятся в бригаду и в каких специалистах ощущается нехватка?

    Багдад: Сразу акцентирую - добровольческое движение дает человеку возможность выбора, где служить. В этом, на мой взгляд, их огромный плюс. Наши новобранцы проходят первичную подготовку в обучающем центре.

    Что касается специальностей, то в первую очередь востребованы пехотные штурмовики. Увы, это самая тяжелая работа, сопряженная как с результатами, так и потерями, которые нужно регулярно восполнять.

    Опытный штурмовик - универсальный солдат. Он в состоянии оказать первую помощь, эвакуировать раненого, владеет всеми видами стрелкового оружия, в том числе легким противотанковым.

    Набор ведется от 21 до 50 лет, но каждый случай индивидуален. Бывает, кандидат внешне неказист, кажется, куда ему вынести полевые тяготы. В деле же схватывает военную науку на лету. В своей практике встречал солдат 60-70 лет. Главное - определить близкое им по духу направление.

    Багдад: Добровольческое движение дает человеку возможность выбора, где служить. В этом, на мой взгляд, их огромный плюс. Фото: из личного архива Багдада

    А как относитесь к женщине на войне?

    Багдад: Вспоминается крылатая фраза: "У войны не женское лицо". Но нередко женщина выказывает необыкновенную стойкость там, где пасует мужчина.

    Можете привести конкретный эпизод?

    Багдад: Мы стояли под Авдеевкой. Случился интенсивный артиллерийский обстрел. В такой момент очень сложно перебороть себя и выдвинуться к раненому товарищу для эвакуации.

    И именно худенькая девчушка из медицинского взвода выскакивает вперед, начинает тащить обмякшего бойца. Только после этого к ней на помощь присоединяются еще трое солдат. Вопрос: почему она была первой?

    Как сейчас охарактеризуете обстановку на вашем участке? Какие действия предпринимает украинская сторона?

    Багдад: Активность противника на нашем направлении значительно спала. Впрочем, по-прежнему небо "рассекают" вражеские беспилотники. Мы выработали комплексные решения: используем портативные устройства РЭБ, антидроновые ружья, эффективнее маскируем позиции.

    А вот летом в районе Артемовска и Соледара было очень жарко. Помню, четверо суток воздух был накален от работы артиллерии. ВСУ запустили кассетные бомбы, крупнокалиберные пулеметы и при поддержке танков просто залетели на наши позиции.

    Мы пытались их выбить, но каждый раз украинцы рассеивали кассетные боеприпасы, прекрасно понимая, что в живой гуще покалечат и своих.

    Командир первой добровольческой бригады "Волки" с позывным Багдад никого из бойцов не выделяет. "Для меня они все - свои", - говорит он

    На пятые сутки ребята выходят на связь со словами: "Здесь почти никого не осталось!".. Неужели предыдущие потери напрасны? Направили на подмогу свой последний резерв. Выстояли, закрепились на прежних точках.

    Изменился противник за почти два года нашей спецоперации?

    Багдад: Да, чувствуется у него накопленная усталость, нехватка личного состава.

    В тех же летних накатах мы брали пленных. На допросах выяснялось: перед нами выходцы с западных окраин Украины. О чем это говорит? Что так называемая тероборона исчерпала себя. Прослойка заядлых националистов рассеялась. В большинстве своем теперь это обычные мужики - учителя, строители, рабочие… Те, кто из-под палки, под угрозой расправы над семьями, вынужден идти на нашу амбразуру. Тем не менее они сражаются.

    Мы проводим агитацию. Наши дроны специально раскидывают агитационные снаряды, в которых указываем радиочастоты, по которым они могут выйти с нами на связь и сдаться, с гарантией безопасности. Лично я ненависти к ним не испытываю.

    Что для вас самое тяжелое сейчас?

    Багдад: Принятие грамотного решения. Потому что от него зависят судьбы солдат - вовремя отвести людей либо усилить группы, невзирая на неминуемые потери. Зато благодаря этому удастся сохранить большее число жизней.

    Приходилось ли иметь дело с импортным вооружением?

    Багдад: В начале спецоперации украинцы показали, на что способны, но все-таки они пользовались натовским оружием.

    Мы серьезно разбирали дальнобойные американские гаубицы М777 - так называемые "три топора". Захватывали образцы противотанковой управляемой ракеты NLAW, боевых машин пехоты M2 Bradley. Последние горят хорошо, хотя пушки у них весьма достойные.

    В целом противостояние сейчас перешло в интеллектуальную фазу, и украинцы стали быстрее и эффективнее применять те же беспилотники - как камикадзе, так и дроны-разведчики.

    Как снимаете напряжение после интенсивного боя?

    Багдад: Как и любой штурмовик - просто выдыхаю. Самый нормальный отдых - это привести себя в порядок, помыться и постираться, выспаться, поговорить с родными.

    Расскажите о вашем самом позитивном моменте на передовой?

    Багдад: Сложно вот так с ходу… (мягко усмехается). Помню, выпали свободные часы, и ранним утром с ребятами отправился на озеро. Нашли удочки. Тишина. Рядом на земле лежат автоматы, гранатометы. И тут же мужики подсекают рыбу. Счастье в глазах. Потом улов пожарили, сварили уху.

    Артиллеристы Морзе и Аврора

    В добровольческой штурмовой бригаде пересеклось множество необычных судеб. Например, узнали о командире гаубицы Д-20 с позывным Морзе. Родился он в Луганске… - аж страшно представить - ровно 72 года тому назад. Но разве возраст измеряется лишь цифрами в паспорте?

    К сожалению, познакомиться с Морзе воочию мы не успели. Зато увидели тренировку минометного расчета батальона "Родня" (создан при участии Захара Прилепина), в котором вычислителем состоит молодая женщина с позывным Аврора. "Это прямо исключительный случай", - признаются военные.

    Аврора до последнего времени не имела никакого отношения к военному делу. Организовывала автобусные туристические туры по всей стране, растила дочь. А в конце ноября прошлого года прошла профессиональную боевую подготовку под Нижним Новгородом. Впрочем, о ней мы напишем отдельный рассказ.

    Поделиться