11.01.2024 21:47
    Поделиться

    "Коляда-театр" снова везет в Москву смех, слезы и любовь

    Спектаклями "Ба" по пьесе Юлии Тупикиной и "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса открыл свои пятнадцатые ежегодные гастроли в Москве, в Театральном центре на Страстном, екатеринбургский "Коляда-театр". Оба спектакля - фактически бенефисы старейшей актрисы труппы Тамары Зиминой,недавно ставшей лауреатом почетной премии "Золотая маска".
    Как всегда в этом театре, "Бесприданницу" Островского играют в формате трагического скоморошьего карнавала.
    Как всегда в этом театре, "Бесприданницу" Островского играют в формате трагического скоморошьего карнавала. / Татьяна Андреева

    Для тех, кто не в курсе, немного истории уникума. Созданный в 2001 году драматургом, актером и режиссером Николаем Колядой, этот театр стал одной из первых в стране частных трупп и получил признание не только в обеих столицах и во многих городах России, но и за рубежом - ему рукоплескали во Франции и в Польше, Германии и Сербии, Греции и Словении. Он получал предложения о копродукции из Италии и готовился к гастрольной поездке в Соединенные Штаты - планы сорвала пандемия Covid-19. Журнал Forbes включил "Коляда-театр" в число "абсолютных must-see" на карте России.

    Начав свою жизнь в тесном, не приспособленном для спектаклей подвале у бойлерной с труппой актеров, никому за пределами Екатеринбурга не известных, театр годами воспитывал свою команду единомышленников. Николай Коляда вел курс в Екатеринбургском театральном институте, пополняя труппу лучшими выпускниками, к нему потянулись таланты со всего города - и теперь это театр звезд. За плечами Олега Ягодина, к примеру, уже десятки фильмов, включая главные роли. Каннский фестиваль приветствовал Василину Маковцеву, когда она предстала в главной роли конкурсного фильма "Кроткая". Активно снимаются в кино почти все актеры труппы, без них не обходится ни один фильм близкого театру по духу и стилю режиссера Алексея Федорченко. Созданная Николаем Колядой самобытная актерская школа с ее органичностью оказалась востребованной и кинематографом.

    Коляда в своем театре все делал сам: сам писал пьесы, сам их ставил, одевал спектакли в купленный на барахолке живописный ширпотреб, сам подбирал музыку, сам платил артистам из своих литературных гонораров, даже покупал им квартиры. В Екатеринбурге, казалось бы, камерный по масштабам "Коляда-театр" стал одним из локомотивов здешней всегда интенсивной культурной жизни. Усилиями Коляды возникла своя, уральская школа драматургов, многие теперь знамениты, уральские пьесы широко идут в стране и за рубежом. Появились ежегодный конкурс драматургов "Евразия" и Международный театральный фестиваль "Коляда-Plays". Здесь зародился, а потом начал самостоятельную жизнь еще один театр - Центр современной драматургии, актерами и режиссерами которого стали ученики Коляды, - из искры разгорелось пламя.

    Маленький частный театр, начинавший в тесном подвале, вскоре стал знаменит и любим в обеих столицах, во многих городах страны и мира

    Большие январские гастроли в Москве уже стали давней традицией. У театра сложился в столице круг верных почитателей, которые целый год с нетерпением ждут его приезда и заранее скупают билеты, предвкушая встречи с полюбившимися актерами. Нынешние гастроли задолго до их начала пользовались огромным интересом московской публики - на многие вечера все билеты давно проданы. Хотя с последней встречи с театром прошло совсем немного времени: в мае он приезжал в Москву на большие внеочередные гастроли, которыми отметил 300-летие родного Екатеринбурга. На его январской гастрольной афише около тридцати названий, включая премьеры - "Бесприданница" Островского, сыгранная в формате трагического карнавала, "Стеклянный зверинец" и "Ночь игуаны" Теннесси Уильямса, "Сценарий безалкогольной свадьбы" Николая Коляды, "ЧэЧэВэ" ("Человек человеку волк") Олега Богаева, "Бесконечное окно" Руслана Шилкина. Москвичи встретятся и со спектаклями-старожилами, пользующимися неизменным успехом, от "Бабы Шанель" Николая Коляды, о которой парижская газета Le Mond писала, что артисты заставляют зрителей складываться в креслах от хохота пополам, до обширной гоголевской серии, год назад пополнившейся "Тарасом Бульбой" и "Сорочинской ярмаркой". Будут, конечно, и полюбившиеся москвичам "Горе от ума", "Вишневый сад", "Борис Годунов", "Анна Каренина", "Маскарад", "Оптимистическая трагедия", "Слуга двух господ", "Двенадцать стульев", "Концлагеристы", "Рогатка", "Дыроватый камень"... Будут традиционный "Суп-театр", сказки для детей и читки новых уральских пьес.

    Фото: Валерий Кичин/РГ

    Для театралов Москвы ежегодные рандеву с "Коляда-театром" и его легендарной энергетикой стали обязательным ритуалом - вселяющим оптимизм и, по признанию многих, омывающим душу. "Наш театр - единственное место, где можно полностью оторвать себе башку, разлететься на куски", - говорил об этой уникальной энергетике на встрече в "Российской газете" премьер театра Олег Ягодин. И каждый раз, прощаясь до следующего года, переполненный зал, благодаря Коляду и его актеров овациями, поднимает плакаты: "Мы вас любим!".

    Поделиться