01.01.2024 13:28
    Поделиться

    Ким Чен Ын отказался от идеи объединения с Южной Кореей

    В воскресенье 31 декабря СМИ КНДР сообщили о завершении Пленума Центрального Комитета Трудовой партии Кореи, который продлился пять дней. В заключительный день с докладом выступил лидер Страны чучхе Ким Чен Ын. Хотя многие зарубежные СМИ и издания первоначально обратили внимание в основном на обещания Пхеньяна запустить в новом году еще три разведывательных спутника, главной сенсацией были совсем иные заявления вождя. Ким открыто и прямо заявил, что Пхеньян отныне не намерен пытаться добиваться объединения с Южной Кореей, а отношения будет строить с ней как с обычной другой страной, причем враждебной. Это означает отказ от линии на объединение Кореи, что является без преувеличения сменой всей стратегии действий КНДР в отношении "собратьев по крови" на Юге. Судя по всему, так Северная Корея отреагировала на крайне проамериканский и враждебный курс нынешнего правительства Республики Корея (РК) во главе с президентом Юн Сок Ёлем.

    В последние годы Ким Чен Ын стал постепенно отходить от своей же практики новогодних речей, которые произносил утром 1 января и где обозначал основные направления и задачи развития государства на новый год. Эту роль стали выполнять доклады Ким Чен Ына на расширенных пленумах ЦК партии, которые теперь проходят как раз в последних числах декабря. Высказывания вождя на этом мероприятии потом публикуются (как минимум выборочно) в центральной печати КНДР, заучиваются населением Страны чучхе наизусть.

    Так произошло и на этот раз. С 26 по 30 декабря в Пхеньяне состоялся 9-й Пленум ЦК ТПК 8-го созыва, на котором, как сообщили северокорейские СМИ, "с гордостью" подводились итоги 2023 года и определялись направления и стратегии развития партии и государства на 2024 год.

    Судя по результатам, на пленуме было сказано немало, хватает и принятых весьма важных решений, которые сейчас тщательно анализируют зарубежные эксперты в самых разных странах. Вместе с тем, на этот раз можно говорить о провозглашении коренного разворота в подходе КНДР к Южной Корее и проблеме объединения, о чем лично сообщил Ким Чен Ын.

    Многих политиков и госслужащих зачастую обвиняют в том, что свои мысли и мнения они оборачивают в такие витиеватые формулировки, что непросто понять, что именно человек хотел сказать, а потому экспертам приходится затем давать своего рода "перевод на понятный язык". Однако стоит признать, что Ким Чен Ын, выступая с заключительным докладом на пленуме ЦК партии, не продемонстрировал такого недостатка. Всего его мысли и посылы были четки, ясны и весьма прямы.

    "Наша партия пришла к выводу, что никогда не появится возможность достичь объединения с Республикой Корея, которая сделала государственной политикой объединение на основе поглощения и единообразность системы. Это противоречит нашему курсу по объединению Отечества на основе принципа "один народ, одно государство, две системы", - процитировало Центральное телеграфное агентство Кореи слова вождя.

    Ким добавил, что в Южной Корее, несмотря на смену правительств и правящих партий, где обычно конкурируют обычно два лагеря - настроенные на сотрудничество с КНДР "прогрессивные демократы" и более жесткие к Пхеньяну и проамериканские "консерваторы" - никакой разницы в подходе Сеула к объединению не наблюдалось.

    Генеральный секретарь указал, что КНДР и Республика Корея стали друг для друга "враждебными государствами", а политика Севера в отношении Юга больше не должна исходить только из того, там проживают одноплеменники. Южнокорейские власти были названы "приспешники колониальной администрации" США, а потому обсуждение с ними вопросов объединения не соответствует национальному достоинству и статусу КНДР. "В том месте, что сегодня называется Южной Кореей, политика полностью исчезает, все их общество погрязло в культуре янки. Это всего лишь колониальное зависимое государство, которое полностью опирается на США в вопросах обороны и безопасности", - добавил он.

    Ким резюмировал, что реальность вынуждает Пхеньян заново определить собственный подход к межкорейским связям. Исходя из этого посыла, как сообщил вождь, будут произведены радикальные организационные реформы в структуре органов, которые до сих пор курировали южнокорейское направление политики КНДР.

    Стоит отметить, что, как выше было сказано, на пленуме партии Ким поставил и другие задачи, включая запуск трех новых военных спутников, дальнейшее производство и развитие ракетно-ядерных арсеналов, разработка мощных беспилотных летательных аппаратов, средств радиоэлектронной борьбы. Армии и народу было также дано указание готовиться к возможному ядерному кризису на Корейском полуострове "в целях форсирования подготовки к такому великому событию как взятие КНДР под контроль всей территории Южной Кореи".

    В отношении США председатель Госсовета КНДР пообещал занять в 2024 году "наступательную и сверхмощную" позицию, осудив размещение Вашингтоном своих стратегических сил и средств на Корейскому полуострове, а также его совместные учения с Сеулом. Подчеркнута была готовность без колебаний предпринять против США и РК "критические действия с помощью ядерного оружия" в случае продолжения союзниками курса на военную конфронтацию.

    Тем не менее все эти "страшилки" в адрес США, Южной Кореи, а также заявления о наращивании "ракетно-ядерного щита и дубины" являются для практики Пхеньяна уже привычным делом и выполняют роль тезисов тактического уровня. Главное же "стратегическое значение" пленума - это отход от линии на объедение и признание Южной Кореи и южнокорейской нации просто другим государством и народом.

    Комментируя выступление Ким Чен Ына на пленуме ЦК партии, известный эксперт по Северной Корее профессор сеульского университета Кунмин Андрей Ланьков, назвал доклад вождя "возможно даже самой важной из всех новогодних речей Ким Чен Ына". "Заявление о нарастающей военной угрозе как раз особого интереса не вызывают, что-то такое северокорейские руководители говорят несколько раз в год и практического значения такие высказывания обычно не имеют. Не стал бы я переоценивать и важность замечания о том, что Северная Корея будет выводить на орбиту новые военные спутники. Что действительно интересно в речи - это то, как говорится об отношениях с Южной Кореей… Очень похоже на то, что мы присутствуем при глобальном развороте стратегии Севера в отношении Юга и последствия такого разворота будут ощущаться в течение десятилетий", - отметил эксперт в комментарии для "Российской газеты".

    Далее специалист пояснил в чем отличия задекларированной Ким Чен Ыном линии от предыдущего подхода. "На протяжении почти 80 лет, которые прошли с момента раскола Корейского полуострова, обе Кореи постоянно подчеркивали, что разделение является временным явлением, что корейцы являются одной нацией и что рано или поздно им надо объединиться. Вместе с тем, так лишь говорили, но понимали, что мирными средствами объединения достигнуть сложно и всерьез к таким идеям не относились. А вот варианты с возможным насильственным присоединением соседа как Югом, так и Севером рассматривались всегда. Однако на этот раз Ким Чен Ын заявил, что Северная Корея больше не может рассматривать Юг как партнера в борьбе за объединение. Он сказал, что отныне отношения Юга и Севера стоит рассматривать как отношения двух враждебных государств, находящихся в состоянии вооруженного конфликта. При этом в его речи нет более следов противопоставления южнокорейского правительства и южнокорейского народа, а такое противопоставление было достаточно обычным: когда правительство Юга называли марионетками США, а с народом, отмечалось, нужно иметь дело и добиваться объединения. Иначе говоря, в этой речи Ким Чен Ын сказал, что Юг - это другое государство и это государство враждебное…. Фактически это может означать переход к восточногерманской модели, когда ГДР постоянно подчеркивала, что Западная и Восточная Германия - это два разных государства, там живут два разных народа и задача объединения формально не ставилась. Похоже, что такой переход происходит и в Северной Корее", - сказал он.

    Необходимо также отметить, что намеки на выработку нового подхода со стороны Пхеньяна уже появлялись. Тогда, напомним, внимание привлек тот факт, что северокорейские лица стали для описания Юга использовать то название, которое южане применяют сами для своего государства - "Республика Корея"… Ранее же КНДР называла Юг иным словом - "Намчосон", которое можно образно перевести как "южная часть нашей Кореи". Но теперь используется чисто южнокорейский вариант и, похоже, все это возведено в ранг официальной политики. Это же отметил и Андрей Ланьков. "Очень важно, что с лета 2023 г. и в выступлениях высокопоставленных лиц КНДР, включая младшую сестру Ким Чен Ына Ким Ё Чжон, и в официальных документах, которые публикуются от имени учреждений КНДР, все чаще стали использовать официальное название Южной Кореи, которым она называет себя сама. До этого использование такого названия на Севере в отношении Юга было табуировано. То есть теперь, приняв официальное название Юга, подчеркивается, что Южная Корея является отдельным государством", - отметил он.

    То есть, резюмируя сказанное, можно отметить, что Ким Чен Ын провозгласил радикально новую линию в отношении Юга. Ее нельзя назвать более мирной, наоборот, подчеркивается, что отношения строятся как с враждебным государством. Южная Корея и ее народ теперь считаются не "случайным государственным образованием нашей общей Кореи" и не "братьями по крови", а просто другим государством и населяющим ее другим народом. Возможно, что позже историки назовут этот доклад Ким Чен Ына на пленуме ЦК ТПК "поворотным", когда Пхеньян официально отказался от риторики в пользу объединения.

    "В этом выступлении Ким Чен Ын фактически признал, что уже является давно известным фактом: Южная и Северная Корея - это два совершенно разных государства, их население все менее ассоциирует себя друг с другом, можно сказать, что формируются две разные нации. Тем не менее открыто признавать это было невозможно. В общем, Ким Чен Ын сказал правду: да, Север и Юг - это два разных государства, да, они находятся в состоянии конфликта, да, население этих стран, скажем так, не испытывают друг к другу симпатий и воспринимают друг друга как иностранцев, причем иностранцев враждебных. Это все правда, и любопытно, что это правду в КНДР признали официально. Это действительно решительный поворот, это действительно разрыв традиции", - указал профессор Андрей Ланьков.

    По поводу причин такого разворота можно долго рассуждать. В первом приближении это выглядит как реакция на крайне проамериканский курс нынешнего правительства Южной Кореи во главе с президентом Юн Сок Ёлем. Даже в Вашингтоне, хваля нынешний подход Сеула, часто шутят, что президент Юн "более проамериканский в своей внешней политике, чем даже Джо Байден".

    Но тут обращают на себя внимание и другие слова Ким Чен Ына, где он отмечает, что на Юге, по сути, нет особой разницы, кто находится у власти - что консерваторы, которые правят сейчас, что демократы, которые обычно пытались развивать отношения с Севером. Возможно, Ким Чен Ын разочаровался в южнокорейских политиках вообще, хотя еще пять лет назад, в 2018 г. Ким Чен Ын активно встречался с предыдущим южнокорейским президентом, и тогда тема объединения была актуально как никогда. Один из источников "РГ" на условиях анонимности сказал следующее: "Когда российская сторона несколько лет назад пыталась убеждать Кима развивать отношения с Сеулом, так как это помогло бы реализации трехсторонних проектов с участием РФ, то он ответил следующее: "Я сделал все, что они хотели, я съездил на их территорию, провел несколько саммитов, принял их президента у себя. А что в ответ? В ответ просто какие-то показательные политические шоу, а когда дело доходит до реального сотрудничества, то южане жалуются, мол, без согласия США мы не можем ничего делать. И как с ними после этого работать? О каком объединении может идти речь?"

    Говорил так на самом деле Ким или нет - вопрос доверия к источнику, но если судить по действиям Пхеньяна, то все это подтверждается: похоже, что КНДР разочаровалась в Южной Корее, поняв, что никакого объединения не будет, и теперь просто признала этот уже давно существующий факт.

    Поделиться