10.12.2023 23:56
    Поделиться

    Студентов-медиков начали обучать "надпрофессиональным" навыкам

    РНИМУ имени Н.И. Пирогова стал пилотным медицинским университетом, где запущен модуль "Обучение служением". Фактически речь идет об объединении образовательного процесса и практики в различных благотворительных фондах и социально ориентированных некоммерческих организациях (НКО), чтобы студенты могли получать одновременно и академические знания, и профессиональный опыт в реальной жизни, решая социально значимые задачи.

    Главные действующие лица программы "Обучение служением" - будущие врачи, которые хотят изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, и НКО, готовые сотрудничать со студентами. Благодаря такому взаимодействию у студентов появляется возможность уже в процессе обучения пробовать себя в профессиональной деятельности, а у некоммерческих организаций - решать задачи, на которые не всегда хватает времени, компетенций, ресурсов или сотрудников.

    На первый взгляд, новая программа напоминает волонтерство. Действительно, уже в 570 российских университетах созданы волонтерские центры, каждый третий студент вовлечен в волонтерские практики, 300 вузов учитывают этот опыт при поступлении ребят.

    Любому студенту хочется погружаться в свою будущую профессию. И не только штудировать учебники, но и решать реальные проблемы. Новый модуль призван помочь молодому человеку сразу же, еще на начальных курсах, познакомиться со своей специальностью в практическом плане. В результате будущий доктор развивает важные "надпрофессиональные" навыки: критическое мышление, умение работать в команде, стрессоустойчивость, лидерство, ответственность, эмпатию.

    Еще одна важная задача - обучение проектному мышлению. Например, в рамках известной программы "Стартап как диплом" люди учатся по предпринимательским и экономическим направлениям, и им не нужно писать никак не связанные с реальной жизнью дипломные работы. Они уже зарабатывают деньги, создают бизнес и тем самым доказывают, что знания, которые они получили в университете, востребованы обществом. Такие люди приходят на защиту уже с готовым собственным продуктом.

    В программу "Обучение служением" закладывается похожий принцип. "Мы предлагаем, чтобы в рамках "Обучения служением" также можно было получить диплом. Поэтому в программу (входит - прим. "РГ") такая опция, как "защита", и университеты сегодня могут предлагать студентам получить диплом за свой проект", - рассказал на Форуме социального призвания председатель комитета Государственной Думы по молодежной политике Артем Метелев.

    Таким образом, если студент реализует социальный проект, он уже доказал свою эффективность и востребованность. Если есть конкретные люди или организации, которым такая помощь оказана, и ее можно оценить, то у обучающихся появляется возможность продемонстрировать, что эти знания применяются на практике, и защитить диплом.

    У Второго меда богатый опыт взаимодействия с НКО: университет давно работает с такими общественными организациями, как Фонд борьбы с инсультом "ОРБИ", движение "Волонтеры-медики", Российский Красный Крест, и со многими другими.

    На панельной дискуссии, которая прошла в университете, представители НКО рассказали о целях и задачах программы "Обучение служением", ее значимости для социально ориентированных некоммерческих организаций и самих студентов. По мнению экспертов, это давно назревшая программа. Они на конкретных примерах рассказали, насколько она полезна для самих НКО, молодежи и общества в целом.

    "Конечно, во многом благодаря "Волонтерам-медикам" и РНИМУ имени Н.И. Пирогова у нас появилась программа "Дети на защите взрослых", в рамках которой мы на уроках в школах рассказываем, что такое инсульт, как его предотвратить и какие вредные привычки к нему ведут. Для нас очень важно, что это делают именно студенты. Потому что вы как раз те люди, которые ближе всего к школьникам. Мы стараемся, чтобы это не было нудной лекцией, которую они послушают, а потом уйдут и забудут", - рассказала Екатерина Милова, директор по развитию Фонда борьбы с инсультом "ОРБИ".

    Еще один вопрос, в чем смысл для человека, получающего образование, идти в социальную организацию или фонд?

    "Во Втором меде мы транслируем модель образования как некую совокупность знаний и навыков, состоящую, разумеется, из учебного плана, в рамках которого вы осваиваете дисциплины. Но даже если мы обратимся к определению слова "образование" в словаре-справочнике, к философии и цитатам великих, то везде это передача не только знаний, но и опыта, культурной нормы, традиций. Все это невозможно уместить в образовательную траекторию и учебный план. Именно поэтому в нашем университете так широко представлена внеучебная деятельность", - рассказала Владислава Белякова, проректор по молодежной политике РНИМУ имени Н.И. Пирогова.

    Она уверена, что у выпускников медицинского университета обязательно должен быть определенный общественный опыт.

    "Мы очень давно и крепко партнерствуем с некоммерческими организациями для того, чтобы точек соприкосновения с опытом, передачей культурных ценностей у вас точно было достаточно, и вы могли, участвуя в деятельности как внутри университета, так и в наших партнерских организациях, получать действительно полноценное образование. То есть на практике приобретать те компетенции, знания и нормы, которые вам стопроцентно будут нужны на выходе, когда вы станете специалистами. У вас должен быть определенный жизненный опыт, багаж, который сильно и качественно отличает вас от выпускников других вузов", - отметила Владислава Белякова.

    В рамках дискуссии говорилось не только о поддержке в развитии и масштабировании проектов, но также о расширении профессиональных связей, о возможностях социального и карьерного лифта, о важности собственного портфолио социально значимых проектов.

    "Мы позиционируем себя как вспомогательная организация. Здесь мы никак не конкурируем с государством, не идем вразрез с ним. Мы именно помогаем. Потому что у нас огромная страна с большими проблемами. Существуют слепые зоны, и в них как раз есть возможность помогать. Если мы говорим о каких-то государственных процессах, то они чаще всего связаны с бюрократией. Есть проблемы, которые нельзя решить быстро ввиду отсутствия даже каких-нибудь документов. И здесь мы можем предложить быструю помощь как по восстановлению документов, так и, например, по решению определенного кейса для конкретного человека", - рассказала Екатерина Сильченко, руководитель Академии Красного Креста.

    "Если объяснить просто, то те, кто будет участвовать в "Обучении служением", смогут задавать тренды и создавать программы, которые в дальнейшем будут реализовывать волонтеры-медики, если говорить о нашей организации. Хотелось бы еще добавить, что мы как социальные заказчики ориентируемся не только на те проблемы, о которых нам, допустим, говорит Минздрав России, или те вопросы, которые для нас важно решать, но и на мнение своего сообщества", - отметила Анастасия Зацепурина, председатель Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики".

    "У некоммерческих организаций есть не только внешние социальные боли, на которые направлена наша работа. Это взаимодействие с аудиторией, решение проблем, стоящих перед практическим здравоохранением. Но есть еще наши внутренние боли, связанные с работой сообщества - как сделать движение наиболее вкусным и привлекательным для первокурсников, например. Здесь вы тоже могли бы нам помочь разработать какую-то методику взаимодействия. У нас сейчас есть проект, который реализуется много лет, - "Школа волонтера-медика". Было бы здорово, если бы сами первокурсники рассказали, что им было бы интересно узнать о медицинском добровольчестве, и придумали проект, который в дальнейшем "разлетится" по всей стране. Когда все наши региональные отделения будут его реализовывать для того, чтобы вовлекать новых людей в такую полезную деятельность, как медицинское добровольчество", - заключила она.

    Поделиться