Пятнадцатый конвой ректора Меркулова

Пятнадцатый конвой ректора Меркулова

Студенты и преподаватели из Орла ежемесячно отправляют помощь нашим бойцам
Юрий Снегирев/РГ

Пятнадцатый конвой ректора Меркулова

Студенты и преподаватели из Орла ежемесячно отправляют помощь нашим бойцам
09.12.202308:00
Юрий Снегирев (ЛНР)
Маршрутка из Луганска в Старобельск - райцентр в ЛНР, 30 километров от передовой - отходила в 8:30. И не опоздать, и такси не взять. Я чуть не проспал. Заскочил в последнюю минуту. Флегматичный водитель неопределенно сказал: "Может, два часа будем ехать, а бывает и четыре…"

Я не имел права опаздывать. Ровно в 11 была назначена встреча с орловскими волонтерами из Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. Они приезжают "за ленточку" в пятнадцатый раз: везут то, что может пригодиться подшефным бойцам на передовой. А в этот раз захватили еще и новогодние подарки для сирот. Все-таки Новый год на носу.

Из Орла до Старобельска - 600 км. В дороге - 11 часов. Но гуманитарный конвой (так здесь называют колонну из "ГАЗелей" и микроавтобуса) прибыл вовремя. Главный среди сопровождающих Павел Александрович Меркулов. Официальная его должность - директор филиала РАНХиГС, а по сути он - ректор одного из крупнейших не только в Орле, но и во всей Центральной России высших учебных заведений. Перед встречей заглянул в интернет, послужной список впечатляет: работал и замом министра в Москве, и первым замом губернатора Строева, был членом Совета Федерации. А сегодня - зампред Орловского облсовета народных депутатов, председатель Совета ректоров вузов области. Доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор...

Павел Меркулов (справа) не просто приехал с колонной, но и сам таскает коробки в здание администрации Старобельского района. Фото: Юрий Снегирев/РГ

Много вы видели ректоров, регулярно сопровождающих в зону СВО конвои с гуманитаркой? А тут на моих глазах этот заслуженный государственный муж не просто приехал с колонной, но и сам таскает коробки в здание администрации Старобельского района, словно какой-то грузчик.

- Осторожно, тут ступенька, не зацепитесь, а то помощь студенческую разобьем, - предупреждает коллег.

…Я на заседании студенческого штаба в Орле. Первокурсники стесняются корреспондента из Москвы. А начальник штаба, руководитель Управления внеучебной деятельности института Алексей Ершов собирает очередной конвой на Луганщину.

- Мы узнали, что после начала спецоперации у наших ребят в зоне СВО были определенные проблемы. И Павел Александрович Меркулов выступил на Ученом совете, предложил помогать своим. Все поддержали, - рассказывает он. - Студенты начали делать блиндажные свечи - технологию подсмотрели в интернете, из дома понесли у кого что было: крупы, макароны, тушенку. Все это собирали в специальной комнате, после чего своим транспортом отправляли тем, кто на передовой.

Конечно, та помощь, которую могут собрать студенты, - это малость. Открою секрет: кроме организации сбора студенческой тушенки Павел Меркулов, используя служебное положение и свой авторитет в области, привлек для формирования конвоя и спонсоров. Желающих помочь инициативе ректора-директора и его студентов на Орловщине оказалось предостаточно.

…Подарки сиротам разгрузили. Даже новенькую стиральную машину. А остальное - нашим бойцам. Перед зданием Старобельской администрации перегружаться как-то неудобно. КАМАЗ, приехавший с передовой, - весь в грязи. А площадь такая чистенькая, с фотовыставкой про Соловецкий монастырь и аккуратными лавочками. Поехали на площадку перед местным элеватором. Там вдруг выяснилось, что водитель КАМАЗа по дороге к нам "добыл" несколько рулонов линолеума. Нормальные такие рулоны, килограмм по 300. Тоже помощь. Вы бы знали, как линолеум необходим в палатках! Грязь с него смывается моментально, не то что с досок.

Водитель КАМАЗа по дороге к нам "добыл" несколько рулонов линолеума. Фото: Юрий Снегирев/РГ

Но вот теперь вся орловская гуманитарка в КАМАЗ не вмещается, нужна еще одна машина. Но ждать ее сколько?

Принимается решение - линолеум подождет следующего рейса, а вместо него в кузов загружаются "студенческие" консервы, мед, варенье, резиновые рулонные коврики, 600 литров хлоргексидина (он нужен медикам) и много чего еще.

Рулон линолеума в 300 кило из машины - канистры с хлордексидином в машину. Рулон оттуда - тяжеленные ящики и коробки туда. И все на своих плечах. Напряженно. И опять Меркулов в первом ряду. Не командиром - тут есть кому командовать - а все тем же грузчиком. У него, похоже, атомный реактор в груди. Я было кинулся помогать, но доктор юридических наук Арташес Завенович Арсенян осадил:

- Ваше дело снимать. А мы и без вас справимся.

И со своим костылем потащил очередную емкость с хлоргексидином.

Арташес Арсенян - бывший спецназовец, прыжков с парашютом совершил больше, чем поставил отметок в зачетках. А накануне встал на горные лыжи - и костыль как результат. Но от участия в конвое не отказался:

- Я - человек коллективный.

С орловским конвоем приехали преподаватели, профессора, доктора наук - цвет орловской науки. А вот студентов не взяли. Почему?

- Их дело учиться! - хмыкнул Меркулов.

С орловским конвоем студентов не взяли - их дело учиться. Фото: Юрий Снегирев/РГ

Хотя я подозреваю, что он просто не хочет рисковать студентами, многие из которых рвутся записаться в конвой и побывать "за лентой".

…Когда погрузка была завершена, я посчитал, что дело сделано и пора обратно, в спокойный мирный Орел.

- Что вы, что вы! - прошептал мне доктор наук Арташес Арсенян. - Обидятся! Да еще как! Надо за столом посидеть, хлеб-соль покушать.

Хлеб-соль была по-военному нехитра: борщ, котлеты и картошка. Во главе стола находился глава Старобельского района Владимир Чернев. Полковник. Совсем недавно еще воевал. А сейчас среди его задач - чтобы у людей были еда, вода и электричество. И чтоб канализация работала.

Недавно полковник вернулся с курсов повышения квалификации для мэров - есть такие для руководителей новых территорий. Делится впечатлениями:

- Утром у нас пробежечка была на три километра. И вот начали сходить с дистанции. Это что такое? Как же ты собираешься руководить, когда дыхалки нет?

Глава Старобельской администрации Владимир Чернев. Сейчас среди его задач - чтобы у людей были еда, вода и электричество. Фото: Юрий Снегирев/РГ

Мы сидим, кушаем борщ, а в тридцати километрах идут бои. Там мрачное зимнее небо, холодные окопы и в полях грязь по колено. Я сижу и думаю о том, что сейчас рядом со мной те самые простые русские люди, которые, как раньше писали в "Правде", каждый на своем месте, без лишнего пафоса и громких слов неуклонно приближают нашу победу.

…Виталий, заместитель главы района, рассказывает про своих детей. А я только что из Луганска. Мой друг, директор цирка Дмитрий Касьян делает там все, чтобы детишкам был праздник, - устраивает в городе Новогодние елки.

Мы сидим, кушаем борщ, а в 30 километрах идут бои

- Виталий! А давай я устрою билеты для твоих детей на елку в цирке. Там и клоуны, и львы - такую программу и в Москве не увидишь.

- Да не надо. Я такой как все.

- А я считаю, вы не такие как все. Потому что делаете для России больше, чем может обычный человек. И начальник твой, и его заместители. Сначала воевали, потом отстраиваете мирную жизнь.

Спор о роли личностей главы района и его зама в истории страны продолжается несколько минут. После чего Виталий наконец соглашается:

- Ну тогда ладно, спасибо большое. Но только за деньги.

- Это вы с директором цирка обсудите. Думаю, у него найдутся льготные билеты на елку для твоей семьи.

Дмитрий Касьян, как я недавно узнал, сразу помог Виталию.

Простые русские люди, которые, как раньше писали в "Правде", каждый на своем месте, без лишнего пафоса и громких слов неуклонно приближают нашу победу. Фото: Юрий Снегирев/РГ

…Обратная дорога была долгой. 11 часов в микроавтобусе вповалку. Ректор Меркулов мирно посапывал. Утром ему предстояло сменить походную флиску на строгий костюм депутата. Галстук, белая рубашка - заседание облсовета, знаете ли. А потом - в институт.

Перед отъездом зашел к нему в кабинет попрощаться. То и дело звонки.

- Тридцать кубов теса! Ну я тебя прошу. Нет, хорошо бы перед Новым годом - ребятам новые окопы надо строить. Машины придут, во сколько скажешь, - он опять старался для своих подшефных.

И тут прямо мне:

- Как думаешь, сколько в КАМАЗ плитки влезет? Для блиндажей. Она ведь тяжелая…